Пятидесятники накануне 18 страница

Согласно решения суда, Егорова выслали из Саратова. Однако на этом дело не закончилось. Год спустя его снова посадили на скамью подсудимых -на этот раз уже не одного. В течение шести дней, как сообщали газеты, «в переполненном зале клуба Саратовского политехнического института шел судебный процесс над главарями сектантской группы пятидесятников Николаем Егоровым, Николаем Муравлевым, Иосифом Костюковым», которые были привлечены к суду за то, что в Саратове «организовывались нелегальные сборища, отправлялись изуверские обряды, наносящие непоправимый вред здоровью и психике рядовых сектантов» Разумеется, «суд неопровержимо доказал изуверский, антиобщественный характер их деятельности и по заслугам наказал мракобесов».1204

Тщательно готовили к этому и общественное мнение. Незадолго до этого Саратовское книжное издательство выпустило в свет брошюру «Во тьме мракобесия». В аннотации говорилось:

В данной брошюре И. А. Хоронжевский, рабочий завода им. В. И. Ленина, рассказывает о вредной антиобщественной сущности сект пятидесятников, в одну из которых он был втянут «пресвитером» Николаем Егоровым. Порвав с очагом мракобесия, И. А. Хоронжевский зажил полноценной жизнью труженика, перед которым открылась большая, созидательная, полная великих свершений жизнь советского человека.

В этой брошюре в уста вероотступника И. Хоронжевского советские журналисты вкладывают патетическое восклицание в отношении Н. В. Егорова:

«Как я сожалею о том, что раньше не рассказал об этом жулике и его проделках! Как много горя он приносит тем людям, которые попадают под влияние этого паука, высасывающего все здоровое из человека!»1205

Упомянутый Хоронжевский рассказывал и на суде, «повесть того периода своей жизни когда был затянут в липкие сети трясунов». 1206 Выступили на судилище этом еще две вероотступницы: А. Самсонова и А. Липатова, причем последняя, по словам другого корреспондента Я. Янчуновского, якобы, говорила: «На первом же молении я перебила себе переносицу… Меня принуждали принять обряд крещения лютой зимой, и я едва избежала того, чтобы навсегда подорвать свое здоровье».

Притащили в суд в качестве свидетеля 15-летнюю Нину Нестерову из Новокузнецка. Вот как отзывается корреспондент Янчуновский, не заботясь ни о логике, ни о связи повествования про эту запуганную советским судом, но не сломленную и не отрекшуюся от Бога и веры своей Нину:

Девочка уже вполне успела обрести облик заправской сектантки. Уродливая косынка почти скрывает ее детское лицо. В руках, сложенных на животе, зажата какая-то бумажка (должно быть с текстом псалма). Это маленькая старушка, жалкая и подавленная. Вот на что способны богобоязненные шарлатаны… Все, чем живут миллионы советских людей, они считают бесовским наваждением. Они хотели бы, чтобы наши дети вырастали тупыми и невежественными - таких им легче заманить в свои паучьи тенета! Когда Нина дает показания, ее брат - комсомолец - Владимир Нестеров, едва удерживая рыдания, выбегает из зала - больно и горько ему за сестру, которую родители, Егоров и его правая рука в Новокузнецке Ф. Крайнев успели довести до полного тупоумия. Егоров должен ответить за то, что украл у общества этого человека, совратил ее, сделал убогонькой!.. Этот уловитель душ широко раскинул свои щупальца… Наше общество не вправе равнодушно взирать на то, как егоровы и крайновы, превращают детей в живые трупики, крадут их юность, доводят буквально до идиотизма.1207

Портреты верующих давались гротескные. Например, вот так:

Обескровленные лица, измученные изнурительными моленьями, продолжающимися по несколько часов; тоскливые, безрадостные глаза, безвольные плечи. Трудно поверить, что Гале Карауловой только двадцать лет. Почти ничем не отличается она от своей пятидесяти шестилетней матери. Сектанты убили в ней все живое, волю, инициативу. Ее ничто не интересует, кроме чтения Евангелия да бесконечных молений.1208

Или вот так:

Даже девушки, которым едва минуло 20 лет, ничем не отличаются от старушек. Их испитые лица, скрытые косыночками, их руки, безвольно болтающиеся, как плети, - самое наглядное свидетельство того, как разрушает человеческий организм отправление изуверских обрядов трясунов.1209

Позорили и поносили Алевтину Воронину, возмущенно заявляя буквально следующее: «В то время, когда тысячи и тысячи Алиных сверстников пишут стихи, прославляющие волю и разум советского человека, гигантские достижения нашей научной мысли, она, уединившись, сочиняет изуверские вирши», ибо ее «этой отравой начинили», разумеется, «сектантские главари». Упоминали и про ее сестру, говоря что «ушла из пионерской организации Сима Воронина, попав в грязный омут сектантства».1210

Неудивительно, что подготовленный зал во время суда «бурлил от возмущения, знакомясь с новыми и новыми фактами изуверской деятельности Н. Егорова, Н. Муравлева, И. Костюкова». Разумеется, финал был предрешен.

Пресвитер незарегистрированной церкви пятидесятников Н. Егоров был осужден на 6,5 лет лишения свободы, из них - 4 года тюремного заключения, а после отбытия наказания - 5 лет ссылки в отдаленные места Советского Союза. Н. Муравлев был осужден на 5 лет лишения свободы, из них 3 года тюремного заключения, а затем 5 лет ссылки. И Костюков приговорен к 4 годам лишения свободы, из них первые 2 года - тюремный режим и после отбытия наказания - 5 лет ссылки. Были, согласно приговора суда, конфискованы дома проповедников Муравлева и Костюкова, в которых проводились «запрещенные советским законом молитвенные сборища пятидесятников», а также возбуждено уголовное дело и против «одного из активных помощников главарей группы К. Воронина», которого тут же арестовали.

Рассказывая мне обо всех этих ужасах пережитого Алевтина Васильевна Руденко (в девичестве Воронина), заведующая отделом сестринского служения Донецкого областного объединения церквей христиан веры евангельской, сегодня вспоминает былое с грустной улыбкой, без всякого озлобления, как добрая христианка, предавая суд Судии праведному с молитвой простить и помиловать своих гонителей: «Прости им, Отче!» Да и где они сегодня, те люди, которые 40 лет назад с презрением писали про нее, что, дескать, «сверстницы Алевтины учатся в институтах, штурмуют целину, строят новые заводы и города, а Воронина часами стоит на коленях и голосит псалмы, регулярно посещает нелегальные собрания сектантов?!»1211 Алевтина Руденко и сегодня продолжает служить церквам своими благословенными проповедями. И если кто-то удивленно спрашивает: «А что, можно женщине проповедовать в церкви?», ему обычно отвечают: «Алевтине - да!»

Когда-то давно, 2 декабря 1962 г. сотрудники нештатного отдела пропаганды упомянутой саратовской газеты «Заря молодежи» А. Досаева, Т. Пономарева и С. Адаев писали в статье «Украденная жизнь»:

Алевтина Воронина, находясь в больнице, заманивает в секту Нину Д., воспользовавшись её бедственным положением. Семья Ворониных хотя и живет в новом доме со всеми удобствами, но у них нет радио, они не выписывают газет и журналов, и не имеют даже книг. Такой же фанатичкой, как Аля, стала и ее сестра Сима Воронина. Их мать -Татьяна Воронина всю жизнь была запевалой в церковном хоре. Воспитать детей в смирении, и привести их к Богу было смыслом всей ее жизни. И она сделала своё дело: искалечила, изуродовала жизнь своих детей.

Лида Бурлакова тоже попала к сектантам в трудный для нее период жизни. Сейчас у нее невроз желудка на нервной почве. У Али Ворониной -язва двенадцатиперстной кишки. Секта трясунов носит изуверский характер: калечит людей не только морально, но и физически. Изуверские обряды разрушают здоровье людей. Неслучайно почти все сектанты страдают расстройством нервной системы. Один из примеров - Валя Морунова, которую мать-фанатичка еще в детстве привела в секту. Детский организм не выдержал, и у Вали обнаружилось тяжелое сердечное заболевание… 1212

Есть в этих словах доля правды: многие верующие, действительно, потеряли свое здоровье. Не потому, конечно, что «деструктивная секта пятидесятников» его разрушила. Потому что отняли здоровье гонения и преследования со стороны безбожного государства и натравленного общества, которое, впрочем, и само было несчастной жертвой тоталитарной машины государственной идеологии.

Потерянное здоровье многих сотен тысяч христиан - это цена их верности Господу, которого любили, за которым шли, цена веры, за которую и умереть были готовы.

Прости, Отче, гонителей наших и дай им покаяние и жизнь вечную!

В 1974 году в газете «Деснянская правда» была помещена статья журналиста С. Романюка, озаглавленная «Святой Петр» и его «апостолы», или вор в роли проповедника», в которой речь шла о незарегистрированной церкви пятидесятников в Чернигове под руководством Петра Николаевича Куценко, проживавшего в Чернигове по переулку Крупской, 2. Газету эту уполномоченный Совета по Черниговской области И. Полонский дисциплинированно переслал в Совет в Киев «для ознакомления», где ее аккуратно подшили в папку.1213 Указанная клеветническая статья изобиловала такими глупостями, что даже в рецензии Совета по делам религий деликатно отмечалось, что в статье «отсутствуют логика, целенаправленность и завершение, что вызвано незнанием специфики деятельности религиозных направлений, в частности в секте пятидесятников».1214

В статье, между прочим, в качестве характеристики «секты, к которой принадлежит Куценко» рассказывалось, что несколько лет назад в поселке Нефтегорск Краснодарского края «проходило тайное богомоление пятидесятников под руководством Михаила Криволапова, который, доводил верующих до психического потрясения». Был там и такой фрагмент.

«Святой» Михаил кивнул «пророчице». И та закричала страшным голосом: «Я вижу много грехов и зла, которые допущены верующими. Только кровью непорочного агнца можно смыть ваши грехи. Тебе, мой сын Михаил, я повелеваю принести зту жертву», - и показала на трехлетнего сына сектантки Осоловец, которого та привела на богослужение. Мать пыталась спасти сына, но ее оттеснили. Криволапое убил ребенка на глазах у верующих. Труп закопали в лесу.1215

Нетрудно представить, какой была реакция читателей в отношении «изуверской секты пятидесятников». Жаль, что читатели никогда не имели возможности прочесть официальный документ Совета по делам религий за подписью его главы Литвина, который писал по поводу именно этой статьи, что, согласно материалам Совета по делам религий за все годы его существования, нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о том, что в какой бы то ни было конфессии состоялся обряд жертвоприношения, и что нет такого обряда и у пятидесятников.1216

Рецензия Совета по делам религий заканчивается выводом, что «роль прессы в распространении научно-атеистического мировоззрения, а также в развенчивании антиобщественной деятельности отдельных экстремистских религиозных элементов» является огромной, но «эта работа требует привлечения специалистов, которые хорошо разбираются во всех тонкостях религиозной догматики и могут правильно развенчать антинаучность религиозных идей», а также представить «факты противозаконных проявлений религиозных догматов». Что же касается статьи, опубликованной в газете «Деснянская правда», то о ней было сказано, что она «не отвечает требованиям дня и не несет надлежащей идеологической нагрузки».1217 Сказать же ясным и простым языком, что это дикая клевета, не решился никто. Как известно, «ворон ворона в глаз не клюнет».

К этому можно добавить, в качестве личного свидетельства, что, по странному стечению обстоятельств, именно в это время наша семья жила в Краснодарском крае, в Апшеронске, от которого до Нефтегорска, в котором я бывал множество раз, было рукой подать - 8 километров. В Нефтегорске никогда не было церкви пятидесятников, несколько верующих, которые там проживали, принадлежали к нашей церкви в Апшеронске. Излишне говорить, что никто не знал не только «святого» Михаила Криволапова, но и «сектантки» Осоловец. Единственная правда во всей этой жуткой истории -вокруг Нефтегорска действительно рос мощный дубовый лес.

Моя учительница, как уже было сказано, на уроках внеклассного чтения вместо шедевров мировой литературы читала нам книгу про зверства «изуверов-пятидесятников», которые приносят детей в жертву невесть где, очень далеко, но она ничего не знала про «жертвоприношение невинного младенца» на расстоянии восьми километров от дверей нашей школы, в которой, кстати, завхозом и учителем труда работал в то время симпатичный Юрий Александрович из Нефтегорска, ежедневно приезжавший из этого городка за лесом. Впрочем, крошечный Нефтегорск был очень далеко от Чернигова… Как и действительная правда - от «Деснянской правды».

Все это время имели место нападки в печати и против престарелого руководителя незарегистрированных пятидесятников А. И. Бидаша. 16 сентября 1969 г. в Пятихатках, где он проживал, в газете «Ударный фронт» снова были опубликованы истерические антипятидесятнические призывы под рубрикой «Остановить антиобщественные дейстия изуверов! - такое единодушное требование трудящихся города Пятихатки». Речь шла о том, что «руководители пятидесятников, проживающие в Пятихатках, А. И. Бидаш, Ф. П. Кореняка, И. И. Завизион, М. Ф. Власенко нарушают советские законы о культах, ведя свою подрывную антиобщественную работу». Советским гражданам напоминалось, что они «во время немецко-фашистской оккупации, при поддержке фашистских властей, трижды устраивали свои сборища в Пятихатках, Александрии и Днепродзержинске, и ни словом не обмолвились о борьбе против оккупантов, а наоборот, помогали фашистам, сотрудничали с ними, а в наши дни стремятся отвернуть одурманенных ими людей от полнокровной советской жизни, замкнув их в узком кругу своей секты…» 1218

Вот только несколько «перлов» словесности из этой публикации:

«Пятидесятники - отъявленные враги трудящихся, ибо они тянут верующих в болото мракобесия и темноты». «Мы идем к свету и счастью, а пятидесятники тянут нас назад, во тьму, проникают в души людей, калечат детей». «У них нет Родины, свое пребывание на земле они считают временным явлением. Во время войны сотрудничали с фашистами. Воевать за родную землю отказываются. Выглядят ягнятами, а мысли у них волчьи».1219

Впрочем, перед государством вопрос легализации пятидесятников стоял -и стоял остро. 31 мая 1977 года было принято постановление Совета по делам религий при Совете Министров УССР «О процессах и явлениях, происходящих в секте пятидесятников, и мерах по улучшению работы, направленной на прекращение противозаконной деятельности сектантов в республике».

Уполномоченный Совета по делам религий по Ивано-Франковской области В. Р. Личенко писал 12 октября 1977 г. в Москву - В. А. Куроедову и в Киев К. З. Литвину:

Нами совместно с местными органами власти постоянно изучается и контролируется деятельность евангельских христиан-баптистов и пятидесятников. Осуществляются мероприятия по легализации деятельности пятидесятников. В этих целях проводятся индивидуальные беседы с руководителями и авторитетами, а также групповые беседы с рядовыми членами этой секты по разъяснению основных положений законодательства о религиозных культах, политики партии и Советского государства в отношении религии и церкви.

Работа по изучению процессов и явлений, происходящих в сектах, контактируется с соседями. Фактов антиобщественной деятельности среди пятидесятников и евангельских христиан-баптистов, а также эмиграционных настроений не установлено.

Как мы уже сообщали, в области проживает один из авторитетов пятидесятников Мельник Н. Л., работающий слесарем на Коломыйской щеточной фабрике. Мельник проводит нелегальную деятельность, направленную на недопущение регистрации пятидесятников, на отрыв верующих евангельских христиан-баптистов от секты и переход их к пятидесятникам. По месту работы Мельник подвергался осуждению на рабочем собрании за его антиобщественное поведение. Работниками аппарата уполномоченного Совета и местных органов власти с Мельником проводится работа в направлении воспитания его в духе советского патриотизма, уважения к советским законам, недопущения им противозаконных действий.

Нами разработаны мероприятия по легализации секты пятидесятников, в которых наряду с другими мерами предусмотрены индивидуальные беседы с руководителями и авторитетами пятидесятнических групп, групповые и индивидуальные беседы с рядовыми верующими по разъяснению законодательства о религиозных культах и отрыву их от влияния главарей.1220

26 декабря 1977 г. уполномоченный Совета по Киевской области Н. А Мишенин в своей справке о выполнении в Киевской области упомянутого постановления «О процессах и явлениях, происходящих в секте пятидесятников, и мерах по улучшению работы, направленной на прекращение противозаконной деятельности сектантов в республике» докладывал председателю Совета по делам религий при Совете Министров УССР Литвину, что для выполнения предложений и рекомендаций, высказанных Советом по этому вопросу, его аппаратом была проведена огромная работа. В частности, были составлены мероприятия по усилению контроля за деятельностью нелегальных групп пятидесятников, действующих в области; проведены два семинара с представителями комиссий содействия контролю при райгорисполкомах, на которых были даны методические рекомендации по усилению работы с «сектантами-пятидесятниками»; в обком партии, облисполком и в административные органы представлена справка «О выявленных случаях эмиграционных настроений у некоторых верующих - жителей Киевской области», на основании которой отделом пропаганды и агитации обкома партии был утвержден специальный рабочий план по усилению идеологического воздействия партийных, советских и общественных организаций на такую категорию населения; со всеми руководителями нелегально действующих в области групп пятидесятников работниками аппарата уполномоченного Совета и работниками исполкомов местных Советов народных депутатов были проведены индивидуальные беседы по разъяснению им законодательства о культах; они были предупреждены о необходимости прекращения противозаконной деятельности и выхода на легальное положение - подаче заявлений на регистрацию; со всеми верующими (в основном с пятидесятниками) были проведены разъяснительные индивидуальные беседы на предмет отказа от заявлений на эмиграцию из СССР; еще раз уточнена сеть и упорядочен учет нелегально действующих групп пятидесятников.1221

Уполномоченный сообщал, что «в результате изучения и дальнейшего упорядочения сети религиозных объединений пятидесятников количество нелегально действующих в области объединений этого направления в 1977 году сократилось на 8 единиц (с 27 до 19). Такое сокращение произошло в результате распада и прекращения деятельности мелких нелегальных групп пятидесятников там, где за их деятельностью стал осуществляться более постоянный контроль со стороны комиссий и групп содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах».1222

В этой информации отмечалось, что некоторые верующие из этих групп начали посещать зарегистрированные религиозные общества пятидесятников в Киеве, другие - полностью распались и прекратили проводить организованные молитвенные собрания. За этими группами верующих был установлен постоянный контроль со стороны комиссий и групп содействия контролю с целью не допустить возобновления ими организованной религиозной деятельности. В 1977 году в области было зарегистрирована одна община пятидесятников - в шт. Глеваха Васильковского района. Регистрации этой общины предшествовала большая работа по ее легализации, изучению характера ее деятельности, разъяснению требований законодательства о религиозных культах. Несмотря на это, в Киевской области продолжали действовать 19 нелегальных церквей пятидесятников, которые в общей сложности объединяли в своем составе, по данным уполномоченного, 388 верующих (с. Туники Богуславского района - 17 чел., с. Бортничи Бориспольского района - 20 чел., с. Диброво-Ленинское Бородянского района - 24 чел., с. Богданы Вышгородского района - 13 чел., с. Бурты Кагарлыкского района - 25 чел., с. Демовшина Кагарлыкского района - 30 чел., г. Боярка Киево-Святошинского района - 21 чел., с. Карапыши Мироновского района - 24 чел., с. Григоровка Обуховского района - 21 чел., пгт. Обухов - 31 чел., с. Савинцы, с. Житние Горы, с. Синява и пгт. Ракитное Ракитнянского района соответственно - по 15, 16, 17 и 17 человек, в с. Чапаевка и с. Крива Таращанского района - 13 и 22 чел., с. Червона Мотовиловка, Фастовского района - 11 чел., в г. Белая Церковь - 18 чел. и в г. Ирпень - 33 чел.)1223 Уполномоченный писал:

Большинство этих групп пятидесятников находятся под влиянием епископа Иванова и категорически отказываются от регистрации, а беседы, проведенные с руководителями этих групп, пока еще положительных результатов не дали (за исключением группы в пгт. Глеваха Васильковского района). Как правило, на предложение зарегистрироваться в органах власти в установленном порядке они отвечают, что регистрация им не нужна, об этом, мол, в Евангелии не говорится. Например, руководитель нелегальной группы пятидесятников в с. Диброво-Ленинское Бородянского района гр. Кожан И. С. при разъяснении ему прав и обязанностей верующих, а также «Положения о религиозных объединениях в Украинской ССР», в частности, о необходимости регистрации, заявил: «Мы уже зарегистрированы… у Бога…». Руководитель группы пятидесятников в с. Савинцы Ракитнянского района гр. Бондаренко И. П. сказал: «… регистрация нам не нужна… мы не скрываем, что мы верующие… нас не устраивают ограничения закона… для нас основной закон - Евангелие, и мы будем делать то, что там написано…». Руководитель группы пятидесятников в с. Григоровка Обуховского района гр. Путинцев В. Д., например, заявил: «У меня есть Бог, и мне регистрация не нужна». А активный член нелегального общества пятидесятников в тт. Обухов Кобря Н. В. на предложение взять инициативу на себя, чтобы вывести группу на легальное положение, а затем зарегистрироваться, заявил следующее: «… Вы мягко стелете, а потом будете давать различные запреты… Если бы вы дали нам молитвенный дом и сказали: живите по Евангелию и мы к вам никакого отношения не будем иметь, тогда можно было бы пойти на регистрацию». Подобные заявления делали и другие руководители нелегальных групп пятидесятников. Все их высказывания в основном сводятся к тому, чтобы получить неограниченные права в их религиозной деятельности.

В 1978 году аппарат уполномоченного Совета совместно с органами власти на местах будет продолжать работу по изучению процессов, происходящих в секте пятидесятников, дальнейшему упорядочению религиозной сети, пресечению эмиграционных настроений среди пятидесятников, усилению пропаганды законодательства о культах.1224

Активно занимались этими вопросами повсеместно. Например, в Донецкой области 31 мая 1977 года в аппарате уполномоченного Совета по делам религий устроили «сюрприз» как пресвитерам зарегистрированных церквей христиан веры евангельской, так и пресвитерам незарегистрированных общин, собрав тех и других вместе по повесткам, которые им были разосланы индивидуально.

В беседе приняли участие неожиданно встретившиеся пресвитеры общин Михальченко А. Е., Мочуленков Ф. Я. (Донецк), Соловьев Г. П. (Славянск), Лукашов А. Ф. (Жданов), а также пресвитеры незарегистрированных групп пятидесятников Лобода В. И. и Соболев А. Л. (Донецк), Тарасюк В. Т. (Константиновка), Нужный И. М. (Докучаевск), Жданов В. К. (Ясиноватая), Воронин И. Т. (Горняк), Веденев Ф. Ф. (Артемовск). Целью этой беседы уполномоченный Совета по Донецкой области Г. Гомля поставил «выяснение отношения руководителей незарегистрированных групп ХВЕ к регистрации, объединению с общинами евангельских христиан-баптистов, разъяснение присутствующим основных положений законодательства о культах, поиск путей к легализации». Главный вектор беседы был направлен на «предотвращение нарушений законодательства о религии».1225

В ходе беседы были затронуты вопросы, связанные со стремлением отдельных верующих-пятидесятников выехать за фаницу. По этому вопросу Воронин выразил свое мнение в отношении эмиграции верующих. Пытаясь защитить и оправдать стремящихся выехать, Воронин сослался на то, что якобы «при Ленине свободному выезду за фаницу не препятствовали; в настоящее время допускается искривление ленинской политики в отношении эмиграции».

Уполномоченный ответил, что жалобы и претензии отдельных верующих из числа пятидесятников, которые хотят выехать, «несостоятельны. и не аргументированы», а также, что стремления эмифировать за фаницу «осуждаются нашей общественностью».1226 Протокольная запись, которую добросовестно вел заместитель уполномоченного Совета по делам религий по Донецкой области В. Е. Клименко свидетельствует, что «данное разъяснение поддержали Лукашов А. Ф. и Михальченко А. Е.»1227

По вопросу регистрации пятидесятников в органах власти представители зарегистрированных обществ ХВЕ Соловьев Г. П., Михальченко А. Е. и Лукашов А. Ф. заявили, что регистрация общин не ущемляет прав верующих, в целом поддержали идею регистрации, доказывая это на опыте своих общин. Соловьев Г. П. заявил, что у верующих необходимо рассеять еще имеющиеся сомнения в целесообразности регистрации, опасения, неуверенность. Это возможно в том случае, если наметившиеся улучшения в отношении к пятидесятникам будут продолжаться. Он высказал пожелание, чтобы «Положение о религиозных объединениях в Украинской ССР» было опубликовано, стало доступным верующим, так как знание ими законодательства о религии будет способствовать выходу из подполья тех, кто находится вне регистрации.

Лукашов А. Ф., одобряя в целом регистрацию, заявил, что по мнению отдельных верующих и руководителей фупп, регистрация как таковая не нужна; они не понимают, что регистрация необходима в системе государства, и если будет много автономно зарегистрированных религиозных обществ ХВЕ, возможно, возникнет вопрос духовного центра, и призывал участвующих в беседе к регистрации только на автономном принципе.1228

Отвечая на вопросы руководителей незарегистрированных фупп о роли, назначении исполнительных органов, Лукашов сказал, сославшись на якобы полученные им в союзном и республиканском Советах разъяснения, что председатель исполнительного органа - это лицо, возглавляющее только церковный совет, что его права распространяются только на церковный совет, а не на религиозную общину; в духовном же отношении религиозное общество возглавляет пресвитер.

Выступление пресвитера зарегистрированной автономно общины пятидесятников в Донецке А. Е. Михальченко и его ответы служителям незарегистрированной общины Соболеву и Лободе вызвали со стороны последних резко отрицательную реакцию. Михальченко прямо заявил, что регистрация - «дело нужное» и глубоко заблуждаются те верующие, которые еще остаются в подполье. Он привел пример клеветнических измышлений отдельных руководителей незарегистрированных групп ХВЕ, которые распространяют слухи, что служителям культа зарегистрированных пятидесятнических общин «власти дают красные книжечки».1229

Член руководства зарегистрированной общины ХВЕ в Донецке Мочуленков Ф. Я. также поддержал необходимость регистрации, доказывал ее целесообразность. Он заявил, что «если бы власти начали вмешиваться во внутрицерковные вопросы, то я первый покинул бы зарегистрированную общину». Вместе с тем Мочуленков сказал, что «власти должны прислушиваться к просьбам верующих, а допускаемые органами власти нарушения законов о религии не должны иметь места». Он имел в виду ущемление прав верующих в вопросах расширения и ремонта церковных зданий, общение молодежи, организацию оркестров и т. п.

Служители незарегистрированных пятидесятников Лобода В. И. и Соболев А. Л. в отношении регистрации или объединения с баптистами заняли полностью противоположную позицию. Они стали обвинять зарегистрированных служителей, потребовали пересмотра законодательства о религиозных культах, высказывали пожелания открытого опубликования в печати реабилитации ранее привлеченных к уголовной ответственности за антиобщественную деятельность пятидесятников. Соболев также сказал, что, несмотря на то, что сейчас преследований за веру нет, нет гарантий, что они не возобновятся. И некоторые верующие - пятидесятники «не случайно стремятся выехать из страны». Лобода возмущался действиями органов власти, пресекающих якобы «антиобщественную деятельность незарегистрированных пятидесятнических групп» и добивался ответа, запрещены ли «Положением о религиозных объединениях в Украинской ССР» молитвы на иных языках. По его заявлению, верующие из его группы выражают единое мнение, что регистрация возможна только после освобождения узников.1230

Более умеренную позицию заняли Жданов В. К. и Воронин И. Т., хотя они также высказывали недовольство действиями органов власти. К концу беседы они пришли к выводу, что «можно еще раз довериться властям», т. е. косвенно согласились, что регистрация возможна.1231

В ходе беседы Лобода и Соболев резко выступили против Соловьева Г. П., Михальченко А. Е., Лукашова А. Ф. и Мочуленкова Ф. Я. В адрес работников аппарата уполномоченного Соболевым было брошено обвинение, что не следовало на беседу приглашать руководителей зарегистрированных религиозных обществ пятидесятников. В завуалированной форме он дал понять, что пресвитеры зарегистрированных общин приглашены с определенной целью - как помощники сотрудников аппарата. Соболев также категорически заявил, что никогда «не явился бы на эту встречу, если бы знал, что на ней будут представители зарегистрированных общин». Беседа, продолжалась в течение 3 часов и в целом конструктивного успеха не имела.1232


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: