Описание опытно-экспериментальной работы по приобщению школьников к этнокультуре региона

 

С учётом важности функций региональной музыкальной культуры обско-угорских народов и её воспитательных возможностей нами была осуществлена попытка, исследовать глубину использования её в учебно-воспитательном процессе.

Основной целью эксперимента, проводимого в Ханты-Мансийской школе № 1 было, изучение влияния театральных форм деятельности, направленных на формирование этнокультуры школьников, выявление возможных путей формирования у них положительного отношения к исконно-традиционной культуре народов, на территории, которой они проживают.

На этапе разработки программы эксперимента, мы констатировали, что многие ученики лишь в незначительной степени знакомы с традиционной этнической культурой народов Югры.

Это вызвало необходимость создания специальной программы, обеспечивающей активное включение школьников к приобщению к музыкальной культуре народов Севера.

    В качестве необходимых первичных педагогических условий, обеспечивающих успешное использование традиций национальной культуры, в данной программе выступили:

·   формирование у учащихся психологической установки на усвоение ими традиций национальной музыкальной культуры;

·   приобщение к культурно-образовательной деятельности школьника сферы влияния национального музыкального театра Югры;

·   использование иных видов и форм арсенала театральной педагогики, способствующих приобщению школьников к этнокультуре региона.

При проведении эксперимента мы опирались на известные в педагогике основные принципы:

·   принцип значимости и доступности национальной музыки для всех учащихся, независимо от их психолого-возрастных и этнических особенностей;

·   принцип поливариантности освоения национальной музыки через урочную, внеурочную, внешкольную деятельность и семейное воспитание;

·   принцип выявления творческих способностей, интересов и склонностей, учащихся в процессе приобщения их к элементам национальной культуры;

·   принцип целевого использования традиционных форм и методов театральной педагогики применительно к программе по музыке в общеобразовательной школе.

Руководствуясь известным положением педагогики о том, что музыкальное воспитание школьников должно носить организованный характер, нами было сделана систематизация видов театрализованной деятельности, на которые мы опирались при работе со школьниками.

Схематическое отображение данной системы показано на рис. 1

Как видно из рисунка, роль учителя музыки не ограничивалась проведением традиционных учебных занятий. Урочная музыкальная деятельность учителя предполагает такие разновидности урока, как урок-введение, урок-концерт, урок-путешествие, урок спектакль, урок театра в школе, школьный театрализованный праздник. Из видов внеурочной деятельности, введенных в данную систему, имели место встречи с артистами, музыкантами, посещение детской танцевальной студии и т.д.

Поскольку основной контингент в лице детей и учителей не является носителем традиционной культуры, а лишь частично ознакомлен с культурно-историческими ценностями этих народов, в ходе эксперимента необходимо было опираться не только на школьное общение, но и выходить за его круг, привлекая к просветительной работе тех лиц, которые сами воспитывались на национальных народных традициях, обычаях, достаточно хорошо знают фольклор своего народа и прекрасно владеют родным языком (М.К. Волдина - сказительница, Ю. Велла - сказитель, М.С. Мерова - носительница танцевального и песенного искусства и т.д.).

 

 

 

 

   

Рис.1.

 

С более подробным описанием каждого из элементов представленной системы мы встретимся в последующих разделах работы.  

Проведению эксперимента способствовало общение с проживающими в городе людьми, семьями, которые до сих пор бережно хранят народные традиции, соблюдают обряды, стараясь по возможности передать младшему поколению все то, что было накоплено веками. Важным подспорьем в организованной нами работе явилось участие работающих в городе музеев «Торум Маа», «Природы и человека», НИИ Угроведения, «Театра обско-угорских народов», каждые из которых присущими для него средствами ведет пропаганду традиций музыкальной культуры обско-угорских народов.

При таком системном и комплексном подходе к вопросу использования традиций национальной музыкальной культуры в педагогическом процессе, многие из учащихся экспериментального класса, независимо от своего этнического происхождения, проявляли явный интерес к изучению истории происхождения народов Севера проживающих в Югре, их традиций, обычаев и музыкальной культуры.

Нестандартные формы занятий (урочных и внеурочных) в процессе освоения музыкального наследия родного народа способствовали формированию творческого потенциала и музыкальных потребностей учащихся. Вовлечение их в художественно-созидательную деятельность (творческую, слушательскую, исполнительскую) положительно влияло на их эвристическое развитие.

Педагогический эффект проведенной работы определялся путем:

анализа ответов учащихся на вопросы анкет;

обработки данных, полученных в процессе интервьюирования учащихся.

Данной контрольной обработке в равной мере были подвержены учащиеся контрольной и экспериментальной групп.

Анкеты с вопросами представлены приложением № 1.

Учащиеся, ответившие на большинство вопросов (от 80% до 100%), были отнесены к I, высшему уровню сформированности знаний о музыкальной культуре народов Югры; школьники, ответившие на большую половину вопросов (от 50% до 80%) - ко II, среднему уровню. Учащиеся, которые смогли ответить менее чем на 50% вопросов - были отнесены к III - низкому уровню сформированности знаний о музыкальной культуре народов Югры. Экспериментальную группу (ЭГ) представляли 21 учащийся 8 «г» класса,а контрольную группу (КГ) -23учащихся 8 «а» класса.

Данные об уровне сформированности знаний, связанных с традиционной музыкальной культурой, по результатам проведенного констатирующего эксперимента представлены таблицей № 1

Таблица № 1

Уровень сформированности знаний о музыкальной культуре народов Югры. (на этапе констатирующего эксперимента)

ГРУППЫ Число учащ-ся

УРОВНИ В %

   

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

    Абс. % Абс. % Абс. %
ЭК 21 человек 2 9. 5 7 33. 3 12 57. 1
КГ 23 человека 3 13. 0 6 26. 0 14 60. 8

 

Как видно из результатов констатирующего эксперимента, лишь незначительная часть школьников (ЭГ - 9.5% и КГ - 13.0%), показала высокий уровень знаний о музыкальной культуре народов ханты и манси. Третья часть учащихся экспериментальных групп (в ЭК - 33.3% и в КГ - 26.0%), была отнесена ко II уровню сформированности таких знаний. И наконец, большая часть учащихся, участвующих в эксперименте, (ЭГ - 57.1% и КГ - 60.8%), показали низкий уровень знаний. Все это диктовало необходимость активного включения в учебно-воспитательный процесс разработанной нами системы воздействия на школьников. Одно из направлений этой системы, избранное в нашей работе, включало деятельность Театра обско-угорских народов. Речь об этом пойдет в следующем разделе.

3.2
Включение национального музыкального театра Югры и педагогические условия использования его возможностей в культурно-образовательной деятельности школьников

В процессе опытно-экспериментальной работы и в соответствии с ее программой нами использовались возможности национального музыкального театра Югры. Более того, посещение учащихся ЭГ театра (его спектакля «За солнцем идущие, за миром смотрящие»), предшествовало началу внедрения в учебно-воспитательный процесс всех остальных форм, методов и средств театральной педагогики.

Выбор спектакля был не случаен, поскольку именно в этом спектакле, построенном по мотивам хантыйского и мансийского фольклора, очень образно и содержательно показана жизнь аборигенных народов Севера.

Как утверждал В.И. Немирович-Данченко, спектакль «дозревает» дома, прорастает в зрителя лишь после того, как тот уходит со спектакля. Если подросток сумел погрузиться в мир образов спектакля, затеять с ними диалог, он будет возвращаться к этим образам в самых разных ситуациях своей жизни, подпитывать образами аргументы для спора, находя в них подсказку для восприятия других произведений искусства и используя этот материал для самоанализа и собственного творчества.

Однако, в случае подросткового восприятия «последействия» спектакля на подростка события зачастую развиваются с точностью до наоборот: смутность и неясность возникших образов пугают подростка, обогащают тем самым его коллекцию страхов и негативных эмоций, блокируют желание предпринять новые устремление к освоению мира искусства, отталкивает от дальнейших попыток анализа произведений искусства и их эмоционального осмысления.

Для детей, которые в силу ряда обстоятельств не готовы к восприятию традиционного русского классического реалистического театра, достаточно сложным было бы понять философию театра, действо которого основано на первобытных, ритуальных танцах и обрядах. В начале детей нужно было подготовить к тому, что спектакль, который они будут смотреть, своеобразный. Поэтому детей заранее предупредили, что содержание спектакля (программки им раздали перед просмотром спектакля) отражают конкретные жизненные ситуации. «Рыбалка», «Охота на оленей», «Охота на птиц», «Рождение нового человека» - из таких частей складывается содержание спектакля. Для того, чтобы после посещения театра у детей не осталось темных пятен непонимания его, мы посчитали необходимым провести творческое обсуждение спектакля.

Поэтому после посещения школьников театр обско-угорских народов, была проведена дискуссия переросшая в конференцию, где детьми обсуждался просмотренный спектакль «За солнцем идущие, за миром смотрящие», шел поиск ответов на многие вопросы, о которых дети ранее не задумывались.

Прежде всего, в начале творческой встречи ребята были подведены к тому, что для национального театра этническое направление является наиболее приемлемым. Для созданного недавно Театра обско-угорских народов - первого профессионального в истории народов ханты и манси - самым естественным является опора своего творчества на первородный фольклор и этнографию этих народов. Было бы нелепо - отметила главный режиссер театра, - в условиях нашего округа создавать из этого театра очередной реалистический или психологический театр. Главная задача национального театра - трансформировать то, что есть в магической, сакральной природе этнической культуры, идущей из глубины веков, и создать на сцене то магическое зрелище, ту завораживающую тайну, которую нельзя до конца постичь, а можно только чувствовать и угадывать.

Действительно, в спектакле дети увидели настоящие хантыйские и мансийские танцы, ознакомились с хантыйскими песнями, услышали звучание различных народных музыкальных инструментов, таких как сангквылтап, тумран, нарсь-юх, бубен.

Во время обсуждения, с целью придания дискуссии непринужденного характера, мы пользовались известной в театральной педагогике методикой «Шапка вопросов» (авторы А.П. Ершова и В.М. Бутаков), согласно которой, каждый из учащихся ЭК, участвовавших во встрече, должен был задать три вопроса по спектаклю, согласно следующей формулы:

вопрос, проверяющий знание спектакля;

вопрос по спектаклю, ответ на который я сам не знаю ответа, но хотел бы узнать от других;

вопрос по выяснению о спектакле чужого мнения для сравнения его со своим.

Предлагалось, что старшеклассник, формулирующий и записывающий эти вопросы, оказывался в разных позициях: проверяющего, не знающего, советующегося. Согласно условий, отвечая на вопросы, ученики подходили к «шапке» и вынимали одну из бумажек.

Вопросы, сформулированные школьниками, давали представление о глубине постижения и освоения ими спектакля. Кроме того, глубина и формулировка вопросов способствовала раскрытию «проблемных зон» самого спектакля, которые впоследствии можно будет использовать при обсуждении этого спектакля в другой аудитории старшеклассников.

По нашему плану дети должны были почерпнуть из спектакля как можно больше и глубже. Поэтому в обсуждении спектакля приняли участие его режиссер, актеры, музыканты. Благодаря их участию в конференции, дети получили ответы на самые различные вопросы, ознакомились с информацией, которая находится в непосредственной связи с проблемой приобщения школьников к этнокультуре региона.

Так, в ходе встречи режиссер спектакля О.Я. Александрова рассказала ребятам о том, что в начале третьего тысячелетия уместно говорить о трансформации любой традиционной национальной культуры и о возможности преобразования её с позиции современности. Она отметила, что в наше время мир переживает настоящий этнобум. Это можно наблюдать и в современных тенденциях новаторской моды, где налицо элементы этнического народного костюма. Это присутствует, а, нередко, и преобладает в повседневной одежде буддистской, африканской, шаманской, кельтской - у представителей всех континентов. Фольклором, этнографией и мифологией, которые лежат в основе любой традиционной культуры, стали интересоваться не только узкие специалисты или учёные, но и творческие люди, которые преломляют народное искусство в профессиональное.

Исконно-древнее финно-угорское искусство представляющие различные жанры в конце XX - начале XXI века совершило прорыв, породив искусство синтетическое, которое органически объединило в себе древность и современность, сохраняя устремлённость в будущее. Свидетелями такого искусства и явились все собравшиеся гости, пришедшие после спектакля на его обсуждение.

В высказываниях детей и помогающих им формулировать свои мысли актеры, смысл спектакля все раскрывался более и более. Дети узнали много нового о деятельности и функциях национального театра, а также почерпнули информацию о его творческих планах.

В ходе организованной дискуссии им стало известно о том, что современный театр вышел из древнего ритуала и обряда. В основе любого театра или спектакля лежит действо, аналогичное тем первым действиям-спектаклям, которые устраивали древние люди. Вера их в совершаемое была колоссально велика, поэтому такие обряды несли в себе великое таинство и энергию.

Этнография и фольклор в этом спектакле, отображены как бы с налётом пыли, или с точки зрения идеологического светского сознания. Мистическое, мифологическое, космическое сознание - вот в первую очередь то, что необходимо иметь, чтобы, прикасаясь к нему, фольклор превратился в светский, но магический продукт.

Главное, что вынесли дети после спектакля и его обсуждения не в том, что искусство, которое они видели, можно назвать неотрадиционным или этнофутуристическим. Главное в том, что они поняли, как через современные зрелищные тенденции и жанры можно выразить колоссальную идею, яркий спектакль с мощным энергетическим потенциалом. Как солнце питает всё живое на земле, так и фольклорное и мифологическое питает современное, светское искусство и даёт ему возможность стать полностью жизненным, реальным - вот главное философское наполнение, которое обрели дети, покинув спектакль.

В выступлениях ребят, посетивших театр с его спектаклем «За солнцем идущие, за миром смотрящие» прозвучали высказывания, подтверждающие их понимание того, что им было представлено на сцене. Ребята по ходу обсуждения учились формулировать свою мысль в том ключе, в каком происходило их восприятие действа, происходящего на сцене.

По их мнению, (хотя на самом деле так оно и есть), ханты и манси - лесной народ, оленный народ. Спектакль, который они видели - это образное повествование о том, что издревле исконные жители Югры занимались охотой и рыболовством. Вся жизнь их от рождения до смерти происходила в общении с духами и богами. Чем же им отвечают духи? Что им посылают боги?

То, что видели из зрительного зала - рыбу и зверя, оленя и птицу, а еще они дарят детей. Ребенок - высший дар богов. Птица счастья приносит божественный подарок тому, кто действительно молится, кто ждет и надеется.

Мужчина ловит рыбу, охотится и играет на музыкальном инструменте. Женщина хранительница очага, растит детей и танцует.

Все в этом мире осмысленно и гармонично. Жизненный круг завершился. Сакральное путешествие по генетической памяти предков обрело смысл и отразилось в космическом пространстве Вселенной.

Таким образом, в ходе коллективного обсуждения ребятами до конца было осмыслено то, что каждый в отдельности, самостоятельно постичь бы не смог. Обсуждение также помогло выявить и нейтрализовать негативные эмоции и снять страх перед непониманием произведения театрального искусства, помочь школьнику наладить внутренний диалог с образами конкретного обсуждаемого спектакля и в целом сформировать у подростка позитивную установку на восприятие произведений театрального искусства, а значит - посещение следующего спектакля. Более того, обсуждение позволяет подростку вывести на вербальный уровень диалог с другими зрителями, который на невербальном уровне происходил во время спектакля.

Сама же встреча с артистами Театра обско-угорских народов на сцене и вне её позволила ученикам ближе познакомиться с культурой народов Севера, услышать звучание национальных музыкальных инструментов, увидеть традиционные танцы, заинтересоваться.

В рамках происшедшей встречи с артистами Театра обско-угорских народов для удовлетворения любопытства ребят, были проведены своего рода уроки знакомства с национальными инструментами Югры, показаны видеофильмы с образцами танцевального и песенного искусства.

Показательно и то, после такой встречи со стороны отдельных учащихся были заданы вопросы относительно того, где можно научиться играть на таких инструментах и танцевать такие танцы.

Таким образом, познание национальной культуры народов ханты и манси возможно через общение с театром. Об этом свидетельствует попытка школьников сформулировать свои вопросы и ответить на те, с которыми столкнулись во время просмотра спектакля. Мы с уверенностью можем констатировать, что такие программы помогают привлечь школьников к искусству, к творчеству.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: