Фольклорный компонент в программах по музыке для общеобразовательных школ

В данной работе нами была сделана попытка осуществить анализ программ по музыкальному воспитанию школьников, в контексте наличия в них фольклорного компонента. Для этого мы обратились к анализу ряда документов, речь, о которых пойдет в настоящем разделе.

Проведенный анализ «Программы по музыке для общеобразовательной школы 1 - 3 и 4 - 7 классы» Д.Б. Кабалевского, показал, что определенное место в ней произведениям народного песенного творчества отведено. Однако, с точки зрения исследуемой проблемы, в данной программе хотелось бы видеть более объемную подборку такого материала. Нельзя не отметить и нелогичность, выражающуюся в уменьшении их количества по мере изучения предмета «Музыка». Это подтверждается аналитическими данными, изложенными ниже. Так, если в I классе в I четверти (тема - «Три кита» в музыке - песня, танец, марш») дети знакомятся с четырьмя народными песнями, то во II четверти (тема - «О чем говорит музыка») только с одной песней. В III четверги (тема - «Куда ведут нас «Три кита») это всего две песни (одна повторяется), а в IV четверти (тема - «Что такое музыкальная речь») только одна песня.

Во втором классе обращение к народной песне еще более ограничено: в III четверти (тема - «Развитие музыки») - это две песни, а в IV четверти (тема - «Построение (формы) музыки») - одна песня.

В 3 классе в I четверти при изучении темы «Музыка моего народа» школьников знакомят с шестью произведениями народного песенного творчества, при этом они разделены по жанровым признакам (солдатская, трудовая). Во 2 и 3 четверти (тема - «Между музыкой моего народа и других народов нет не переходимых границ») ребят знакомят с произведениями народного песенного творчества стран ближнего и дальнего зарубежья.

В 4 классе, изучая народную музыку используемую в произведениях композиторов Чайковского, Римского - Корсакова и др. школьники разучивают одну песню.

В 5 классе ученики слушают и поют три песни в I и II четверти.

В 6 классе в начале учебного года, знакомясь с песенно-хороводным образом, школьники разучивают одну песню.

В 7 классе, знакомясь с обработками народных песен и вариационной формой, ученики поют две песни.

Кроме всего, на наш взгляд, при подборке песенного материала нарушается преемственность их отбора по жанровым признакам. Программой не всегда предусмотрены теоретические сведения о жанрах песенного фольклора. Акцент сделан лишь на определении принадлежности народной музыки к той или иной группе национальностей: славянской, закавказской, прибалтийской, среднеазиатской.

Более совершенна, в плане интересующей нас темы, программа, выполненная авторским коллективом под руководством М.В. Хазовой (Фольклор-музыка-театр - М.: 1999г.)

Благодаря своему содержательному наполнению, данная программа ставит своей целью привлечение внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. И хотя данная программа адресована педагогам дополнительного образования и направлена на формирование определенной среды: организацию музея русской культуры, создание фольклорного ансамбля, наличие национальных костюмов, отбор соответствующего репертуара, мы считаем ее более удачной, чем программа, которая описана выше.

Новизна программы заложена в том, что лишь в ней отражен цикл народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек. Таким образом, в основу здесь взят принцип «сквозного» воспитания, помогающий естественным путем решить задачи не только музыкального, но и эстетического воспитания.

Программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач и имеет несколько разделов, где описаны особенности программы.

Определенный интерес для нас представляет программа «Оберег», составленная Е.Г. Ворониной. Целью данной программы является воспитание детей в традициях отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Программа состоит из двух разделов «Народоведение» и «Музыкальный фольклор» и делится на три вспомогательных подпрограммы. Мы изучили программу «Беседушка» адресованную первоклассникам. Программа содержит обширный этнографический музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций, предназначена педагогам дополнительного образования.

Программа Г.С. Ригиной «Музыка для детей» 1 - 3 классы (М., 1998г), представляет для нас интерес в плане своего оригинального тематического построения. Тема «Русские народные песни и пляски» дает возможность для сравнения звучания песен в исполнении оркестра народных инструментов, фортепиано и др. Она строится на «разыгрывании» нескольких народных песен, их театрализации, пении, движении, игре на народных инструментах. При изучении темы «Музыка разных народов» ребята знакомятся с русской, украинской, белорусской, эстонской, немецкой, норвежской и восточной музыкой. Акцент сделан на определение национальной принадлежности характерных образцов народной музыки.

В основу программы «Музыка 1- 8 классы», разработанной коллективом педагогов под общей редакцией Ю.Б.Алиева (М., 1993 год) положена идея воспитания чувств с помощью музыки. Алиев предлагает это делать на основе развития у учащихся потребности творческого общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности.

Через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается в какой-либо из четвертей того или иного класса.

В каждой четверти первого класса учащиеся знакомятся с одной - двумя народными песнями.

Во втором и третьем классах делается акцент на ознакомлении с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, а также с музыкой изобразительного характера. Дети знакомятся с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В четвертом классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов». Дети осваивают полифонический склад народной музыки, слушают календарные обрядовые песни, поют игровые, плясовые народные песни.

И только в пятом классе учащиеся получают представление о разнообразии жанров народной музыкальной культуры, о глубоких связях профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством. Содержание представлено песенным материалом большого жанрового спектра - это трудовые, хороводные, свадебные, былины, исторические, протяжные лирические, городские песни, а также частушки.

Знакомясь с музыкой России, вместе с тем учащиеся знакомятся с музыкой народов ближнего зарубежья. В ходе уроков дети осваивают такие понятия, как лад, размер, фактура, исполнительские средства выразительности. Данные понятия освещаются применительно к образцам народного песенного творчества.

По-своему оригинальна программа, составленная авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Л.Л.Куприяновой.

Согласно ее программе «Музыкальный фольклор 1 - 4 классы» (М., 1992г.) целью первого года обучения является - подготовка детей к освоению основных, выразительных средств и понятий народного творчества. Соответственно подобраны и темы четвертей: «Давайте познакомимся», «Все умеем декламировать», «Узнаем волшебные звуки», «Все учимся петь».

Темы второго года обучения: «Слово, напев, движение в фольклоре», «Выразим себя в фольклоре», «Что такое ритм в фольклоре», «Что такое народная музыкальная речь». В этот период происходит активное практическое освоение главных форм фольклора, закрепление ранее полученных певческих навыков, развитие навыков воспроизведения простейших интонационных и ритмических элементов музыкальной народной речи.

Темы третьего года обучения: «Изображение трудового процесса в народных песнях», «Речевая интонация в фольклоре», «Образы музыкально -поэтического фольклора», «Учимся плести «веночки» народных песен». Продолжается работа по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с декламацией и движением, ознакомлению с народными инструментами.

Темы третьего года обучения: «Найдем к каждой песне свой ключ». «Календарная песня - зеркало жизни народа», «Народ - великий художник». В этот период дети знакомятся с разнообразием жанров и стилей в русском песенном фольклоре, обучаются доступным приемам народного исполнительства.

В ходе работы над темой исследования мы попытались отразить и опыт общеобразовательных школ нашего региона. К сожалению, анализ материалов (планов, отчетов и т.д.) показал, что проблема освоения музыкального фольклора не носит целенаправленного и системного характера.

Того же фольклора, который преподносится нашим детям в виде «литературных и музыкальных памятников», т.е. прочитанного по книжке и пропетого по нотам, явно недостаточно. Нам представляется, что переходу к новой образовательной парадигме, способной обеспечить генетически обусловленную, всесторонне развивающую, фундаментальную сферу универсальной музыкальной деятельности. К сожалению, все существующие ныне школьные региональные программы этому не способствуют. Приобщение молодого поколения к духовным ценностям должно происходить с учетом культурного многовекового народного опыта. Поэтому в современную музыкальную педагогику необходимо внедрение таких программ по музыкальному воспитанию детей, которые бы содержали новую идеологию общего музыкального образования. Безусловно то, что они должны быть «подпитанными» истоками народной культуры со всем ее воспитательным потенциалом, дающим возможность для развития дарований всех без исключения детей. Они должны включать использование нестандартных форм музицирования, способствующих познанию школьниками традиционной народной культуры. Последняя, в свою очередь, влияет на раскрытие способности ребенка к активному творчеству и естественное развитие детского голоса.

Принимая во внимание сказанное, в процессе работы над темой мы осуществили попытку составления собственной программы по музыкальному воспитанию школьников. При этом нами были взяты за основу все лучшие художественно-творческие виды, формы и методы работ, используемые в традиционных программах. При составлении программы нами учитывались возможности личностного потенциала каждого учащегося. В ходе последующей работы опираясь на наиболее прогрессивные рекомендации психологов и педагогов. Путь музыкально-эстетического воспитания школьников средствами музыкального фольклора в данной программе нами осуществлялся через многообразие театрально-образовательных форм деятельности с обращением к целому ряду социо-игровых методик.

Более того, процесс приобщения школьников к региональной культуре охватывал не только учебную, но и внеучебную сферу с ее богатыми возможностями.

Данное дополнение к основной программе, именуемое «Музыкальная и духовная культура народов ханты и манси» нацеливала школьников на приобщение к региональной этнокультуре средствами театральной педагогики.

В рамках этого раздела изучалась следующая тематика:

Музыкальная и духовная культура народов ханты и манси:

а) инструментальная музыка;

б) музыкальные инструменты.

в) устное народное творчество: мифы, песни;

г) обряды: а) обряд, связанный с медвежьим праздником;

б) свадебный обряд;

Основными задачами при реализации этого курса являются:

ознакомить детей с искусством народов ханты и манси, путем внедрения в программу по музыке раздела «Музыкальная и духовная культура народов Севера»;

заинтересовать детей самобытной и неповторимой музыкальной и танцевальной культурой народов ханты и манси;

передать информацию о национальной, музыкальной и танцевальной культуре будущему поколению;

структурно включить в данный раздет следующие темы:

«Песенность, танцевальность и маршевость в национальной музыке»;

«Музыкальная декламация в музыке ханты, манси»;

«Выразительные и изобразительные интонации в музыке народов Севера»;

«Музыкальное наследие ханты и манси»;

«Музыкальные инструменты народов Югры»;

«Медвежий праздник, как вид театрализованного действа»;

В результате изучения курса по окончанию четвёртого класса дети должны ЗНАТЬ:

Мастеров - музыкантов национальных инструментов;

Виды инструментальной музыки (программная, ритуальная, танцевальная);

Музыкальные инструменты и фоноинструменты ханты и манси (нарсь-юх, сангквылтап, торопь-юх, нынь-юх, бубен, Тумран);

Духов-покровителей нашего края, их значение;

Название пяти инструментальных («Куренька», «Оленёнок», «Голос весеннего лебедя», «Пайпынг ойка», «Нёр ойка») и пяти вокальных («Песня «Точка на карте Югра»», «Северный олень», «Ой, легенды», «Сердцу дорог», «Из-за гор седых Урала») произведений;

Историю происхождения танца хантов «Куренька»;

Мастеров по национальным танцам.

Различать:

Звучание музыкальных инструментов, их тембр;

Звучание музыкальных инструментов в национальном оркестре;

Средства музыкальной выразительности вокальной и инструментальной музыки;

Виды музыки (программная, ритуальная, танцевальная);

Отличие женских и мужских танцев.

Определять:

Характер и настроение музыки;

Выразительность и изобразительность в музыке;

Выразительные и изобразительные интонации;

Определять элементы песенности, танцевальности и маршевости в песнях и наигрышах музыкантов ханты и манси.

Уметь:

Рассказывать историю происхождения хантыйского танца «Куренька»;

Объяснять виды национальной музыки;

Рассказать об элементах Медвежьего праздника.

Все эти условия помогают приобщать детей к миру национальной музыкальной культуры края, в котором они проживают.

При изучении ряда тем использовались возможности театральной педагогики. Речь об отдельных ее элементах, на которые мы опирались, пойдет в следующем разделе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: