Краткий обзор театральных социо-игровых методик в контексте решения учебно-воспитательных задач школы: программы, цели, задачи

Программы, с целью которых является единение дидактических и художественных задач появились и продолжают появляться в последние годы в России. Возникая не на пустом месте, они по своей сути являются отражением определенных процессов и обобщением определенного опыта.

В интересующем нас аспекте интересен опыт Самарского Педагогического Университета, где в 1994 году был создан курс для преподавателей предметов «Театр» и «Мировая Художественная Культура» в школе. В 1999 и 2000 году были выпущены два курса дипломированных специалистов. Уникальными педагогами были обеспечены школы, детские сады и Центры детского творчества Самары и Самарской области. Однако из-за организационных неурядиц Университет не получил лицензии на продолжение этой образовательной деятельности.

В 1994 году был начат уникальный эксперимент в г. Екатеринбурге. Здесь был создан Центр-Театр, объединивший в своей структуре детский сад и школу, где весь учебно-воспитательный процесс опирается на игровые и театральные методики. За истекшие годы Екатеринбургский Центр-Театр выпустил несколько учебно-методических пособий, а так же значительный фонд компьютерных обучающих и развивающих программ.

В 1995 году на базе Екатеринбургского Центра-Театра была организована первая научно-практическая конференция «Дети - Театр - Образование» в рамках одноименной программы Министерства Образования РФ. С тех пор конференции проходят в различных городах России ежегодно.

В 1997 году были открыты курсы при Московском Институте Повышения Квалификации Работников Образования (МИПКРО). Не смотря на то, что они рассчитаны всего на один учебный год (144 - 156 учебных часов), их программа наиболее разнообразна и составлена с учетом разработок виднейшего педагога, одного из лидеров детского театрального движения 20-ых годов XX века Н.Н. Бахтина. Курсы МИПКРО включают следующие дисциплины: Театр для самых маленьких, Уроки театра на уроках в школе, Режиссура в театре, где играют дети, Литературно-драматическая основа спектакля, где играют дети, Пластика, Сценическая речь, Игровые и театральные методики в изучении предметов гуманитарного цикла, Основы зрительской культуры. На курсах преподают педагоги Московского Государственного Университета Культуры, сотрудники НИИХВ и московских театров.

Опыт, накопленный учителями-практиками и учеными-теоретиками за последние десятилетия XX века, требовал осмысления, накопленные методики - письменного закрепления. С 1995 года активизировался выпуск адресованной прежде всего школьным учителям специальной литературы по воспитанию зрительской культуры учеников. Издательство "Просвещение" в 1995 году выпустило сборники программ: «Театр 1 - 11 классы» под ред. А.П. Ершовой и «Космос Театра» Т.Г. Пени. В рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» в издательстве «АО-АСПЕКТ ПРЕСС» в 1993 году вышло учебное пособие В.А. Ильева «Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока». В издательстве «Авангард» учебники и учебные пособия И.А. Генераловой, А.Б. Никитиной и Е.Л. Тюхановой. В 1996 году в Екатеринбурге был выпущен двухтомник тезисов первой Всероссийской конференции «Дети - театр - образование», проводившейся совместно Министерством образования и Министерством культуры РФ, администрацией Свердловской области и Гуманитарным центром «Театр». В 2000 году был издан первый сигнальный экземпляр журнала «Мир детского театра». В 2001 году издательством «Владос» создана серия «Театр и дети"», в которой за несколько месяцев вышло 4 сборника. И это только наиболее крупные работы, вышедшие за последние годы.

Программы А.П. Ершовой и комплекс программ Т.Г. Пени построены таким образом, что охватывают обучение во всех классах общеобразовательной школы. Учитель, выбирающий одну или другую программу, может брать первый класс и вести его по программе А.П. Ершовой или Т.Г. Пени вплоть до выпуска. Авторами предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности учащихся на основе принципов коллективной игры, что, что по замыслу авторов, должно способствовать стимулированию учебной мотивации.

Несмотря на то, что один из вариантов программ для младшей школы авторы составляли совместно, их подход к преподаванию предмета «Театр» несхож. Программа А.П. Ершовой выстроена на основе теории актерского и режиссерского мастерства, разработанной П.М. Ершовым. Методики А.П. Ершовой, ориентированные на работу с детьми, направлены на решение ряда педагогических проблем, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики. Программа А.П. Ершовой построена прежде всего на обучении ребенка саморегуляции и налаживанию межличностных контактов через театральные игры.

Значительная часть усилий авторов программы направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность и т.д. Серьезная работа посвящается умению читать поведение другого человека и правильно выбирать собственный тип поведения для решения жизненных задач. Решаются в программе А.П. Ершовой, конечно, и чисто художественные проблемы. За 10 -11 лет занятий ученики через собственный творческий опыт знакомятся почти со всеми видами и формами театрального искусства. Ученики играют в радиотеатр, театр кукол, театр костюма, музыкальный и пластический, драматический театр. В ходе занятий они пробуют себя в различных театральных специальностях: авторы, актеры, режиссеры, художники, костюмеры, бутафоры и организаторы творческого процесса. За время работы по данной программе ученики осуществляют значительное количество творческих работ, но на протяжении всего процесса обучения перед ними стоят учебные, а не художественные задачи.

Другая программа А.П. Ершовой и В.М. Букатова - «Актерская грамота подросткам» (Ивантеевка. Московский областной центр музыкально-эстетического воспитания. Детское объединение «ГЛАГОЛ» - 1994г.) посвящена художественно-творческой театральной деятельности учащихся. Эта программа построена на тех же теоретических основаниях и реализации тех же практических методик, но уже предполагает выход на художественный результат через серьезное научение азам актерской профессии. Эта программа вызывала и вызывает множество споров среди профессиональных деятелей театра и среди педагогов. Среди сильных сторон этой работы можно выделить следующие. Вслед за П.М. Ершовым, как пропагандистом «системы К.С. Станиславского» авторы программы последовательно проводят мысль о первичности действия, как основного языка театрального искусства. Они создают удобную для использования систему упражнений, которая вырабатывает у ученика умение целенаправленно и продуктивно действовать на сцене. Отрадно и то, что программа рассчитана на активное творчество ребенка. Но сомнения вызывает ее жесткий рационализм.

Диссертация П.М. Ершова «Технология актерского творчества» и образовательная программа А.П. Ершовой рождались в те годы, когда рационализм превалировал в искусстве и гуманитарных областях знания. И это, безусловно, наложило отпечаток на стиль авторского мышления. Основной методический путь А.П. Ершовой - от понимания к творчеству, то есть от дробного к целому, от деятельности левого полушария к деятельности правого. Авторы рекомендуют программу для детей от 14 лет.

Программы «Художественное чтение» В.М. Букатова и «Час театра» Л.М. Некрасовой построены на тех же теоретических основаниях и методических принципах, поскольку авторы составляют единую творческую группу. Программа «Художественное чтение» ориентирована, прежде всего, на работу со словом, «Час театра» - на воспитание зрительской культуры. Программы Т.Г. Пени не случайно опубликованы в сборнике интегрированных курсов по искусству. Они основаны на философско-культурологической концепции Г. Гачева, который весьма далек от школьной практики. Театр рассматривается автором, как целостная и самодостаточная модель мира, постигая которую ребенок одновременно постигает устройство всего космоса. Здесь речь идет, прежде всего, о творческом развитии личности, которая, проигрывая разнообразные роли, моделируя и проживая в игровом плане разнообразные ситуации, находит путь к себе, научается отличать собственную индивидуальность в мировом многоголосье.

Методики Т.Г. Пени предполагают обязательные занятия пластикой и речью внутри единой театральной программы, потому что освоение пространства и межличностной коммуникации имеет здесь принципиальное философское значение. Широко используются межпредметные связи с музыкой, изобразительным искусством и литературой. Много времени отводится слушанию, созерцанию и собственной творческой работе в области пластических искусств. Большое внимание уделяется формированию представлений о стилях в искусстве. Вся программа построена на достижении в каждом отдельном случае законченного творческого результата. Но этот результат совсем не обязательно спектакль. Это может быть сочинение сказки или создание визуальной композиции.

В издательстве «Авангард» курс для начальной школы, разработан И.А. Генераловой. Преимущество данного курса состоит не столько в новизне идей, сколько в оснащенности учебными пособиями и учителя, и ученика. И.А. Генералова в общем и целом опирается в своей работе на подходы лаборатории комплексного воздействия искусств НИИХВ. Она рассматривает театр, прежде всего, как синтетическое искусство, позволяющее ребенку в едином творческом процессе познакомится со всеми видами художественного творчества. Кроме очень подробного методического пособия для учителей «Интегративный предмет Театр» (Москва. Авангард. 1994г.), в комплект учебных пособий входят творческие тетради для учеников «Театр - 1», «Театр - 2» (Москва. Авангард. 1995г.) и «Театр - 3» (Москва. Авангард. 1996 г.). Творческие тетради предлагают ребенку интересные тексты, иллюстрации, игры и творческие задания.

Для среднего звена издательство «Авангард» предлагает интегративный курс «История про театр» А.Б. Никитиной и Е.Л. Тюхановой. Курс объединяет преподавание предметов «Театр» и «Мировая художественная культура». В методическом пособии для учителя, выпущенном в 1996 году, содержится краткая программа всего курса, описания упражнений вводной части курса, сценарии отдельных уроков, описание методики обсуждения спектаклей и стенограммы бесед с юными зрителями. В книге для учеников, изданной в 1997 году, в жанре свободной беседы предлагаются упражнения для индивидуального выполнения, а так же тексты для самостоятельного чтения: отрывки из художественной и популярной литературы по темам курса. Вся книга для детей построена таким образом, чтобы маленький читатель мог найти разные творческие решения поставленным задачам, разные ответы на поставленные вопросы. Основная тенденция книги - установка на поиск индивидуального, личного контакта с искусством.

Пособие В. Ильева представляет собою сложное соединение адаптированного изложения учебной программы режиссерского отделения института культуры и размышлений на тему современных течений в педагогике искусства. Пособие адресовано учителям средних школ и студентов педагогических специальностей университетов. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики.

В серии ВЦХТ «Я вхожу в мир искусства» с 1995 года вышла объемная серия репертуарных сборников и несколько методических пособий. Среди них: Л. Футлик «Я вхожу в мир искусства», сборник авторских программ «Школа творчества», «Театр-студия «Дали». Уроки, программы, репертуар», сборник програм Екатеринбургского Центра «Театр» «Дом, котрый построили МЫ» и другие.

В книге Л. Футлика, давшей название всей серии, в «Школе творчества» и «Доме, который построили МЫ» приводятся интегративные программы, с помощью которых помимо собственно театрального образования через театральную игру предлагается развивать творческие способности в самых различных областях деятельности от литературы до математики.

Специальных программ по приобщению школьников к музыкальному искусству ни за предыдущие, ни за последние годы создано не было. В своей работе мы лишь опирались на рассмотренные в параграфе программы с целью их адаптации при создании методической базы по теме исследования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: