Полученные данные по отношению к морально-этическим проблемам медицинской этики

В столбцах:

- группы вопросов со схожей тематикой;

    - №вопросов в опроснике;

    - среднее значение ответов по всей выборки школьников;

- среднее значение ответов для женщин - школьниц;

- среднее значение ответов для мужчин - школьников;

- среднее значение ответов по всей выборке студентов;

- среднее значение ответов для женщин - студенток;

- среднее значение ответов для мужчин - студентов;

- значимость различий между данными у школьников и студентов по U-критерию Манна-Уитни;

- значимость различий между данными у женщин разных возрастных групп по U-критерию Манна-Уитни;

- значимость различий между данными у мужчин разных возрастных групп по U-критерию Манна-Уитни.

Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).

 

Таблица 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Группа вопросов, касающихся проблем стерилизации 1 3,61 3,53 3,68 3,75 3,49 4,06 0,466 0,834 0,124
  2 4,23 4,23 4,24 3,60 3,56 3,66 0,000 0,004 0,013
  21 2,84 2,95 2,78 3,94 3,82 4,09 0,000 0,001 0,000
Группа вопросов, касающихся проблем правды и лжи в медицине 3 4,36 4,39 4,33 3,61 3,49 3,76 0,000 0,001 0,041
  4 2,83 2,80 2,85 2,51 2,47 2,55 0,051 0,210 0,167
Группа вопросов, касающихся проблем трансплантологии 5 3,62 3,45 3,74 3,67 3,71 3,62 0,996 0,447 0,562
  6 3,32 3,20 3,41 3,50 3,24 3,81 0,318 0,922 0,096
  15 2,28 2,13 2,38 3,13 3,16 3,09 0,000 0,000 0,008
  16 2,49 2,30 2,63 3,27 3,51 3,00 0,000 0,000 0,205
Группа вопросов, касающихся проблем эвтаназии 7 3,46 3,38 3,53 3,92 3,82 4,04 0,006 0,038 0,032
  8 3,33 3,08 3,51 3,41 3,18 3,68 0,622 0,604 0,493
  9 1,88 2,00 1,79 1,93 1,84 2,04 0,645 0,276 0,155
  13 2,15 1,75 2,42 2,92 2,87 2,98 0,000 0,000 0,021
Группа вопросов, касающихся проблем клонирования 10 2,73 2,72 2,73 3,14 2,95 3,36 0,021 0,303 0,015
  11 2,92 2,70 3,07 2,94 3,31 2,51 0,992 0,021 0,013
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к жизни 12 3,78 4,05 3,60 3,46 3,67 3,21 0,062 0,107 0,133
  24 3,88 4,11 3,74 3,61 3,71 3,50 0,054 0,059 0,192
Группа вопросов, касающихся проблем мед. Экспериментов 14 3,25 3,48 3,10 2,27 2,56 1,94 0,000 0,001 0,000
  23 3,28 3,16 3,36 3,80 3,67 3,96 0,000 0,012 0,003
Группа вопросов, касающихся проблем искусственного оплодотворения 17 3,59 3,83 3,43 3,72 3,71 3,72 0,262 0,878 0,147
  18 3,27 2,98 3,47 3,76 3,89 3,62 0,001 0,000 0,357
Группа вопросов, касающихся проблем аборта 19 3,34 3,28 3,39 3,99 3,85 4,15 0,000 0,006 0,000
  20 3,87 3,98 3,80 2,65 2,80 2,47 0,000 0,000 0,000
Вопрос, касающийся проблем принудительного лечения 22 3,64 3,57 3,69 3,20 3,19 3,21 0,021 0,165 0,087

 

Возрастных особенностей в вопросах относительно медицинской этики не так много, если подразумевать под этим кардинального противопоставления ответов. Правильнее сказать, что отношение школьников ко многим проблемам более выраженное, чем у студентов.

Проблема стерилизации. Так, относительно вопросов стерилизации школьники (достоверно на 0% уровне значимости) более студентов склоны считать, что особо опасных преступников, склонных к насилию над человеком (серийных убийц, садистов, насильников) следует принудительно стерилизовать. При этом различие наблюдается как в ответах между мужчинами - студентами и мужчинами - школьниками (достоверно на 1% уровне значимости), так и в ответах между девушками - студентками и девушками - школьницами (достоверно на 0,4% уровне значимости). Девушки и мужчины - школьники ярче выражают свое согласие с этим утверждением, нежели девушки и мужчины - студенты. Последние больше склоняются к нейтралитету. В это же время студенты считают допустимым стерилизовать женщин (с их согласия), которым крайне опасно рожать по состоянию здоровья, школьники же сохраняют больше нейтральную позицию по этому вопросу. Если смотреть на различия ответов между мужчинами - студентами и мужчинами - школьниками (достоверно на 0% уровне значимости) и между девушками - студентками и девушками - школьниками (достоверно на 0,1% уровне значимости), то они следующие: девушки и мужчина - студенты согласны с данным утверждением о стерилизации женщин, а девушки и мужчины - школьники в свою занимают неоднозначную позицию по отношению к этому утверждению.

Что же касается группы утверждений о правде и лжи в медицине, то тут школьники со студентами схожи во мнении, что врач должен быть полностью откровенен с больным, но мнение школьников более выражено. Что же касается результатов сравнения студенток и школьниц между собой, то школьницы больше (достоверно на 0,1% уровне значимости) стремятся к согласию с этим утверждением, в то время, когда студентки более нейтральны.

Проблема эвтаназии. У мужчин школьников и студентов (достоверно на 4% уровне значимости) мы видим тенденцию в различиях. Вопросы эвтаназии у респондентов вызывают не однозначные чувства. Так с утверждением об отказе неизлечимо больного от лечения студенты больше согласны, в то время, как школьники больше затрудняются однозначно ответить, а вот по поводу вопроса о допустимости дать умереть (прекратив лечение) детям с очень серьезными неизлечимыми пороками развития уже студенты затрудняются однозначно ответить, а школьники занимают отрицательную позицию. Если смотреть различия между студентками и школьницами (достоверно на 3% уровне значимости) и студентами и школьниками (достоверно на 3% уровне значимости), то и там и там нет абсолютного тождества, как и нет абсолютного различия, их ответы, относительно права неизлечимо больного отказаться от лечения, находятся на уровне тенденции.Наутверждение же о допустимости смерти детей с серьезными пороками развития, то тут девушки - студентки не смогли дать определенный ответ, девушки же школьницы по сравнению с ними (достоверно на 0,01% уровне значимости) полностью отвергли эту мысль, а различие мнений мужчин - школьников и мужчин - студентов (достоверно на 2% уровне значимости) представляет собой тенденцию.

Также мы видим различия во мнении о медицинских экспериментах. Студенты допускают мысль о возможности медицинских экспериментов над людьми и оправдывают вмешательство в генетику отдельного человека, если в этом причина тяжелой болезни, а школьники не определились со своим отношением к этим мыслям и заняли нейтральную позицию. Сравнение возрастных пар одного пола между собой и возрастных пар другого пола между собой показало нам, что первая пара: девушки - школьницы и девушки - студентки расходятся в интенсивности ответа (достоверно на 0,1% уровне значимости), то есть первые девушки согласны с утверждением о запрете медицинских экспериментов над людьми, вторые - не смогли ответить на этот вопрос. В различиях между мужчинами - школьниками и мужчинами - студентами, наоборот, первые - не смогли дать ответ (достоверно на 0% уровне значимости), а вторые же допускают идею медицинских экспериментов над людьми.

Проблема трансплантология. В вопросах о трансплантологии, на этот раз студенты оказались более неопределенными и не заняли какую-нибудь крайнюю позицию «за» или «против». Школьники в свою очередь на утверждения о возможности пересадки органов животного человеку и о личном согласии, о предоставлении своих органов для пересадки после смерти дали категоричное не согласие. Если же обратить внимание на различия во мнениях между школьницами и студентками (достоверно на 0% уровне значимости), то мы видим, что школьницы категорически не согласны с утверждением о допустимости пересадки органов животных человеку, а студентки не смогли дать ответ. У мужчин мы видим такую же картину, школьники отрицают данную возможность (достоверно на 0,8% уровне значимости), а студенты сомневаются в выборе. Личное согласие о предоставлении своих органов после смерти в какой-то мере готовы дать девушки - студентки (достоверно на 0,01% на уровне значимости), девушки - школьницы же занимают противоположную позицию.

Проблема аборта. Утверждения, затрагивающие проблему аборта, поддерживают больше студенты, если эта проблема, связана с угрозой жизни матери, то есть они допускают аборт, если присутствует угроза жизни, школьники же затруднились ответить однозначно, а вот уже утверждение о том, что мужчины и женщины не должны играть роль Всевышнего и решать, быть или не быть ребенку, школьники высказали ярко выраженное согласие, а студенты, остались в стороне, заняв позицию нейтралитета. Возрастные особенности отдельно у девушек и отдельно у мужчин, то мы наблюдаем следующее. Студенты девушки и мужчины студенты допускает аборт, по причине смертельной угрозы (достоверно на 0,6% и 0% уровне значимости), девушки и мужчины школьники, как уже говорилось выше, затруднились в однозначном ответе. Что же относится второго вопроса о роли Всевышнего, которую имеют или не имеют право брать на себя мужчины и женщины, то тут школьницы и школьники (достоверно на 0% уровне значимости в обоих случаях) занимают позицию отрицания данного права, а студенты в свою очередь допускают эту возможность, студентки же затруднились дать ответ.

Проблема искусственного оплодотворения - тут студенты проявили себя выразительнее, особенно ярко различие между ответами девушек - студенток и девушек - школьниц (достоверно на 0% уровне значимости), они, в первую очередь студентки, согласны с тем, что при искусственном оплодотворении возможно использовать сперму донора, являющегося посторонним по отношению к супружеской паре, а школьники, прежде всего девушки - школьницы, не смогли дать однозначный ответ.

Данные обработки указали на два различия на уровне тенденции (достоверно на 2% уровне значимости) в выборе ответов школьников и студентов. Это вопросы, затрагивающие проблемы клонирования и принудительного лечения, не вызвали отклика ни у школьников, ни у студентов. И те и другие заняли нейтральную позицию, только у студентов эта позиция ярче. Такую же картину мы видим, сравнивая между собой мужчин - школьников и мужчин - студентов (достоверно на 0,2% уровне значимости) и сравнивая между собой девушек - школьниц и девушек - студенток (достоверно на 0,13% уровне значимости).

Резюме. Как уже говорилось различие в отношении к моральным проблемам медицинской этики у школьников и студентов подразумевают под собой различие в интенсивности проявления этого отношения. Так наиболее ярко выраженную позицию школьники заняли относительно вопросов принудительной стерилизации опасных преступников (они поддерживаю эту мысль), вопросов полного откровения врача с больным (школьники яро соглашаются с этой идеей), вопросов эвтаназии тяжелобольных детей (школьники категорически не согласны с этим утверждением), вопросов трансплантологии органов животных и предоставления своих органов для пересадки (они также категорически с этим не согласны), вопроса не допустимости мужчинам и женщинам самим решать быть или не быть ребенку (школьники полностью согласны с этим).

Что касается остальных утверждений, в которых есть различия между мнениями студентов и школьников, такие как, стерилизация женщин с их согласия, допустимость отказа неизлечимо больного от лечения, утверждения, касающиеся медицинских экспериментов, допустимость аборта, если есть угроза жизни матери, искусственное оплодотворение спермой донора, который является посторонним для супружеской пары, то здесь, наоборот, студенты ярче высказывались, а школьники заняли нейтральную позицию, что может говорить об их незаинтересованности относительно этих вопросов или просто не сформированности устойчивых мнений о данных проблемах

Относительно отношения к проблемам другого аспекта биоэтики - экологической этики - здесь мы видим различия в вопросах научно - технического прогресса, различного рода взаимодействия с животными: использование их для развлечения или хозяйственных нужд и их полное уничтожение (см. Таблицу 4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: