Деятельностный (внедренческий) этап

Коррекционная работа по результатам диагностики личностных

особенностей безнадзорных подростков

Коррекционная работа осуществляется в школе и направлена на профилактику дезадаптивного поведения безнадзорных подростков и активизацию их личностных ресурсов, снятие симптомов аутодеструкции и переориентирование вектора развития подростков с саморазрушения на конструктивную траекторию социализации.

1. Социализация подростков.

2. Повышение стрессоустойчивости.

3. Формирование адекватной самооценки.

4. Развитие навыков компетентного поведения, умения обратиться за помощью.

5. Развитие навыков противостояния групповому давлению.

6. Развитие антидеструктивного сознания.

Основными специалистами, реализующими эти направления, являются: классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по внеклассной работе. Наиболее эффективными методами коррекции безнадзорного поведения являются: обучение подростка 11-13 лет социально – важным навыкам и активизация личностных ресурсов. Форма работы – групповая. Наиболее оптимальным формой коррекции является тренинг личностного роста.

Типы аутодеструкции подростков 11 -13 лет

1. Самоутверждающийся – вызывает у педагогов чувство гнева.

2. Защищающийся (напряженный) – растерянность, тщетность своих педагогических усилий.

3. Демонстративный – чувство раздражения.

4. Подражательный (зависимый) – аутодеструкция такого типа трудно прогнозируемая, часто неожиданна для взрослых.

5. Протестный (мстительный) – такое поведение вызывает страх у взрослых.

 

Коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики ситуаций в школе безнадзорных подростков

1. Коррекционная работа направлена социализацию безнадзорных подростков:

а) На повышение уровня школьной мотивации;

б) На нормализацию отношений между учащимися в классе, сплочение классного коллектива;

в) На нормализацию отношений между педагогами и учащимися;

г) На повышение уровня адаптационных способностей обучающихся.

2. Основными специалистами, реализующими эти направления являются педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог.

3. Наиболее эффективными методами коррекции ситуаций в школе у безнадзорных подростков с социально – дезадаптивным поведением являются:

1. Релаксационные методы и методы тактильной реабилитации (психогимнастика, психомассаж, снятие мышечных зажимов, аутогенная тренировка);

2. Работа с позитивной самоидентификацией, с образом «Я» и образом тела, расширение мировоззрения;

3. Различные методы позитивного взаимодействия в группе (согласование действий, ролевая терапия, сплочение группы, поиск единых ценностей и т.д.)

4. Моделирование, мини – лекции, мозговой штурм, анализ ситуации.

 

Предмет коррекции Специалист Субъект коррекции Инструмент коррекции Доступные ресурсы Ожидаемый результат
дезадаптация Кл. рук., педагог - психолог Подростки 11-13 лет Коблик, Е.Г., Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!», Владимирова Ю.«Новичок в средней школе» Методики, интернет, групповая игротерапия, беседа, анализ ситуации, дискуссия, встреча, психотехнические упражнения. Снижение уровня дезадаптации в среднем звене
Асоциальность, поведение Социальный педагог, кл. рук., педагог-психолог Подростки 11-13 лет Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации Методики, интернет, групповая игротерапия, беседа, анализ ситуации, дискуссия, психотехнические упражнения Развитие навыков компетентного поведения, умения обратиться за помощью Социальная адаптация подростка
Самооценка, самоотношение решение проблем Педагог-психолог Подростки 11-13 лет Программа Перекресток, Басуева, Сухогузова, Устюгова Проективные упражнения рисуночного и вербального типа, рефлексия опыта, обратная связь Коррекция представлений о себе. Профилактика ПАФ, развитие и усиление Я подростка, формирование личности, обладающей ресурсами решения проблем констр. способами
Мотивация, самооценка Классный руководитель Подростки 11-13 лет Ануфриев, Костромина – Как преодолеть трудности в обучении детей Психологическая релаксация, моделирование, мини-лекция, мозговой штурм, анализ ситуации Повышение уровня мотивации, самооценки
Терпимость Педагог-психолог Подростки 11-13 лет Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности – М., 2004 Моделирование, мини-лекция, мозговой штурм, анализ ситуации Развитие антидеструктивного сознания
Саморегуляция, контроль Педагог-психолог Подростки 11-13 лет Зайцев, Г.К. Программа «Твое здоровье: регуляция психики» Кинотерапия, групповая дискуссия, психогимнастика Развитие антидеструктивного сознания, навыка противостояния давлению
Тревожность, страхи Педагог-психолог Подростки 11-13 лет Хухлаева, О.В. Уроки психологии в средней школе «Тропинка к своему Я» - М., 2004, МикляеваА.В., Румянцева П.В. «Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся 1,5 классов» Психологическая релаксация, моделирование, мини-лекция, мозговой штурм, анализ ситуации Коррекция и профилактика нарушений поведения, развитие навыков конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций. Формирование адекватной самооценки, повышение стрессоустойчивости, снижение тревожности.
Обучение, поведение, общение Педагог - психолог Подростки 11-13 лет Коррекционно – развивающая программа для детей, имеюих трудности в общении, поведении и обучении Проективные упражнения рисуночного и вербального типа, рефлексия опыта, обратная связь Коррекция и профилактика нарушений поведения, развитие навыков конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций. Формирование адекватной самооценки
Оздоровление детско - родительских отношений Классный руководитель, педагог – психолог Подростки 11-13 лет Сказкотерапия Проективные упражнения рисуночного и вербального типа, ролевая игра, обучающие упражнения, рефлексия опыта, психорелаксация Создание условий для понимания детьми и подростками закономерностей детско-родительских отношений, причин семейных конфликтов, расширение репертуара поведенческих стратегий.

 

Психолого-педагогические программы, направленные на развитие социальной компетентности учащихся

Коррекционная работа по результатам диагностики ближайшего окружения и взаимоотношений в семье безнадзорных подростков.

Коррекционная работа осуществляется с семьей/ближайшим окружением и направлена на профилактику и гармонизацию взаимоотношений между членами семейного коллектива безнадзорных подростков, активизацию их личностных ресурсов, снятие симптомов аутодеструкции и переориентирование развития с саморазрушения на конструктивные взаимоотношения.

Коррекционная работа направлена:

а) Оздоровление детско – родительских отношений;

б) Негативно – переживаемый родительский стиль воспитания;

б) На повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми;

в) Формирование у родителей подростков отношения к ним как самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни.

г) Повышение психолого – педагогической компетенции родителей и ближайшего окружения безнадзорных подростков.

Основными специалистами, реализующими эти направления, являются социальный педагог, классный руководитель, педагог – психолог, зам директора по ВР.

Наиболее эффективными методами коррекции с семьями безнадзорных подростков с социально – дезадаптивным поведением являются: семейные клубы, групповые тренинги и индивидуальные беседы направленные на гармонизацию семейных взаимоотношений, развитие интеллектуальных способностей и общей вербальной культуры.

1. Групповая (семейная) дискуссия (об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов);

2. Работа в подгруппах;

3. Ролевые игры (проигрывание семейных ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, игра в "звериную семью", в которой участвуют папа-кот и мама-кошка), "обмен ролями" (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой), "живые скульптуры" (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений). (Приложение 7)

4. Индивидуальные консультации направленные на гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.

 

Предмет коррекции Специалист Субъект коррекции Инструментарий коррекции Доступные ресурсы Ожидаемый результат
Семейные отношения; стиль семейного воспитания Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог Родители учащихся, учащиеся Ю.Б. Гиппенрейтер тренинг для родителей Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для семьи аспекты жизни; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 2) Социально - Культурный опыт Умение понимать причины поведения своего ребенка. Способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком. Повышение самооценки в социальной роли родителя. Улучшения во взаимоотношениях родителей и детей.
Навыки конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог Родители учащихся, учащиеся 1)Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности 2)Тренинги личностного роста 3)Сказкотерапия, проективные упражнения рисуночного и вербального типа, ролевая игра, обучающие упражнения, рефлексия опыта, психорелаксация Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 2) Социальный опыт. Развитие интеллектуальных способностей и общей вербальной культуры
Включение во внеурочную деятельность, организация досуга Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР Учащийся, родители Школьные и классные мероприятия, секции, кружки, занятия с родителями, родительский клуб и т.д. Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником стабильности, спортивная, творческая. Активное участие в жизни класса и школы. Осознание своей индивидуальности и каждой личности и его роли в социуме

 

 

Рефлексивный этап

Критерии эффективности проделанной работы:

1. Подведение итогов реализации мер и мероприятий в образовательном учреждении по профилактике социально – дезадаптивного поведения безнадзорных подростков. 

2. Проведение повторной диагностики по методикам указанным в диагностическом этапе. Определение положительных изменений в поведении подростка.

3. Проведение промежуточного ПМПк по продолжению индивидуального психолого – педагогического сопровождения подростка.

4. В целях профилактики безнадзорности подростков предусмотреть:

- Реализацию основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста обучающихся: «Здоровье», «Твой выбор», «Не допустить беды» и других.

- Организацию досуговой деятельности подростка.

- Организацию отдыха, оздоровления и занятости д подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на профилактических учетах.

- Деятельность в учреждении образования служб школьной медиации.

- Проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в области формирования навыков безопасного поведения, эмоционально-волевых расстройств детей и подростков и профилактики рисков, в том числе родительских встреч, собраний (работа родительского лектория).

- Проведение мониторинга с целью выявления детей и подростков, склонных к социально – дезадаптивному поведению.

- Повышение уровня компетентности педагогов в области профилактики дезадаптации.

- Оказание психологической помощи детям группы риска, включающей.

- Формирование у обучающихся установок на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и т.д.), число обучающихся вовлеченных в социально-значимые виды деятельности.

 В качестве критериев эффективности реализации проекта, служат количественные, качественные показатели.

Количественные показатели:

1) число педагогов, реализующих профилактические программы, включающие психолого - педагогические и социальные технологии;

2) количество мероприятий, проведенных в образовательных учреждениях в рамках профилактики безнадзорности по следующим целевым группам:

обучающиеся;

педагогический состав образовательного учреждения;

родители (лица их замещающие).

3) процент обучающихся, охваченных мероприятиями по профилактике.

4) количество оказанных услуг (консультации, приемы, занятия, тренинги, семинары и пр.).

Качественные показатели:

1) фиксация фактов изменения позиции педагога в отношении превентивного обучения несовершеннолетних (методы оценки - педагогический самоанализ, наблюдение на открытых занятиях);

2) установление диалоговых отношений между обучающимися, родителями, педагогами (метод оценки - опросы обучающихся и родителей);

3) повышение социальной адаптированности (метод оценки - повторный психолого-педагогический мониторинг);

4) формирование готовности обучающихся к поиску вариантов решения проблем (метод оценки - групповое интервью, включенное наблюдение);

5) управляемость процессов сопровождения, наблюдение за реализацией программ (методы оценки - внутренний аудит и супервизия, позволяющие оценить качество работы специалистов).



Список литературы

 

1. Абрамова, Г. С. Развитие навыков общения школьников со взрослыми и сверстниками // Психолог в школе [Текст]: учеб. – практ. Пособие / Г. С. Абрамова [и др.]: под ред. Т. Ю. Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995. - 261 с.

2. Амбросьева, Ф. Б. Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников [Текст]: метод. Пособие / Н. Н. Амбросьева. – М.: Глобус, 2007. - 250 с.

3. Аксенов, Д. В. Гений общения [Текст] / Д. В. Аксенов, В. А. Борисова. – М.:Академ Проект, 2004. – 180 с.

4. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л. Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007. -140 с.

5. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции [Текст]: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. М.: Речь, 2004. – 304 с.

6. Баженов, В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников [Текст] / В. Г. Баженов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.

7. Байбородова Л. В., Рожков М.И., Воспитательный процесс в современной школе / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков и др.:Учебн. пособие. - Ярославль, 1997. - 302 c.

8. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1988.

9. Березин, Ф. Б. Структурно-функциональные основы огрганизации психофизиологических соотношений // Структурно-функциональные основы нервных и психических заболеваний: тез.докл. на Пленуме правления Об-ва невропатологов и психиатров [Текст] / Ф. Б. Березин. – Т. 1. – М., 1983

10. Белозерова, Л. И. Основы теории и методики воспитательной работы с трудными детьми / Л. И. Белозерова. – Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994. - 243 с.

11. Белкина, А. С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов / Под ред. А. С. Белкина. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

12. Бессонова, Т. И. Система психолого-педагогической защиты социально запущенных детей и подростков / Т. И. Бессонова. – Севастополь:Рибэст, 2004. - 150 с.

13. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

14. Владимирова, Ю. Новичок в средней школе [Текст]: программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. – 2004. - № 9. – С. 12-17.

15. Волков, Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е. М. Волков. - М.:Профиздат, 2004. - 96 с.

16. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.

17. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка [Текст] / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - № 3.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.:ЧеРо, 2002.

18. Гонохова, Т. Трудно быть собой. Уроки психологии в старших классах [Текст] / Т. Гонохова // Школьный психолог. – 2003. - № 41, 42.

19. Грищенко, Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задача педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Л. А. Грищенко, Алмазов Б. Н.– Свердловск: Просвещение, 1987. - 195 с.

20. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции [Текст]: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М.:Рчь, 2004, - 304 с.

21. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина [и др.]: под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Международная Академия, 1995.

22. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики / Э. Б. Заседателева – Омск: Образование, 1999. - 355 с.

23. Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Л. И. Захаров. - М.: Образование, 1986. - 260 с.

24. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л. М. Зюбин:Метод.пособие. - М.: Наука, 1982. - 240 с.

25. Кашапов, Р. Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха [Тест] / Р. Р. Кашапов. – М.:Аст-пресс, 2008

26. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко: кн. для учителя. - 2-е. изд. - М.: Просвещение, 1994. - 401 с.

27. Коменский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития школьников: учеб.пособие: под ред. Я.Л.Коменского, Е.А.Панько. - М, 2004. - с. 11-17.

28. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст]: кн. Для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

29. Коробкина, С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогамию – Изд. 2-е. – Волгоград 6 Учитель. – 261 с.

30. Круглова, Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника [Текст] / Н. Ф. Круглова: под ред. О. А. Кнопкина, В. И. Панова. – М.: Московский психолого-оцильный институт, 2004.  

31. Лебедева, Л. Д. Практика арт – терапии [Текст]: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. СПб.: Речь, 2003

32. Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности [Текст]. – Вып. 1. «Кто Я?»: метод. Руководство / Е. Н. Лебеденко. - М.: Прометей: Книголюб, 2003. – (Психологическая служба.)

33. Левис, Ш. ребенок и стресс [Текст] / Ш. Левис, Ш. К. Левис. – СПб.: Питер-пресс, 1991.

34. Леонтьев, А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А, О диагностических методах психологического исследования школьников / А. Н. Леонтьев [и др.] // Хрестоматия по возрастной и педагогически психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981 - 470 с.

35. Майсак, Н.В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением [Текст]: монография / Н. В. Майсак. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет, 2009. – 167 с.

36. Микляева, А. В. Школьная тревожность [Текст]: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Рубцова. – СПб.: Речь, 2007

37. Мир детства: Юность / под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1991.

38. Москвина, М. В. Педагогическое взаимодействие с семьей. Технологии. Диагностика. Практические занятия / авт. сост. М. В. Москвина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 190 с.

39. Невский, И.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей / И.В Невский, Р.В. Овчароваю.- Курган: Наука, 1985. - 280 с.

40. Новоселов, А. С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / под ред. А. С. Новоселова - М.: Педагогика, 1991. - 165 с.

41. Овчарова, Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей / Р. В. Овчарова – Архангельск: Просвещение, 1995. - 150 с.

42. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова - М.: Просвещение, 1996. - 500 с.

43. Педагогика / под ред. Пидкасистого. - М.: Педагогика, 1998. - 470 с.

44. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.

45. Педагогический словарь / под ред. Кирова И.А., Гончарова Н.К. - М.: Педагогика, 1997. - 650 с.

46. Пономаренко, Л. П. Психология для старшеклассников [Текст]: пособие для педагогов: в 2 ч. / Л. П. Пономаренко, Р.В. Белоусов. М.:Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003.

47. Прихожан, А. М. Психология неудачника [Текст]: тренинг уверенности в себе / А. М. Прихожан. – М.: Сфера, 2001.

48. Раттер, М. Помощь трудным детям. / М. Раттер - М.: Наука, 1987. - 260 с.

49. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. / Е. И. Рогов - М.:Владос, 2005. - с. 529.

50. Рогов, Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. - М.:Владос, 2005.

51. Татаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В. Я. Татаренко. - М. 1987. - 300 с.

52. Холоднюк, А. Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А. Г. Холоднюк: под ред. А.Г. Холодюк. - Кишинев: Наука, 1991. - 156 с.

53. Хухлаева, О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) [Текст] / О. В. Хохлаева // Библиотека журнала «Директор школы». – Вып. 5 - 2003

54. Шепелева, Л. Н. Программы социально – психологических тренингов [Текст] / Л. Н. Шепелев. – Спб.: Питер, 2011. 

55. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей [Текст]: учеб.пособие / - М.: Дрофа, 2005. – 254 с.

56. Цзен, Н. В. Психотренинг [Текст]: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М.: Класс, 2001. 

57. Черепанова, Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку [Текст] / Е. М. Черепанова. – М.: Академия развития, 1997.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: