Психолого – педагогическое сопровождение подростков (безнадзорных)
С социально – дезадаптивным поведением
Характерологические особенности социально - дезадаптивного поведения безнадзорных подростков.
Безнадзорные подростки – подростки, находящиеся в особой социальной ситуации развития, которая характеризуется отсутствием контроля и надзора со стороны родителей и взрослых, нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного времяпровождения и включенностью в асоциальные референтные группы. Неудовлетворенная потребность в эмоциональном принятии личности подростка проявляется в нарушении его взаимоотношений с окружающим миром и самим собой. Безнадзорные подростки проживают в семьях, но находятся без должного контроля над их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, родственников или лиц их заменяющих. Безнадзорные подростки находятся на родительском попечении, сохраняют эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлены сам себе.
|
|
Поэтому дезадаптивное поведение подростков во многом явление социальное, которое связано с такими личностными особенностями как инфантильность, отсутствие учебной мотивации, чувства ответственности за свои действия и поступки и в целом за свою жизнь, неумение предвидеть последствия своих поступков, подверженность влиянию других людей.
Неудовлетворенная потребность в эмоциональном принятии личности подростков проявляется в нарушении их взаимоотношений с окружающим миром и самим собой.
Личностный аспект проблемы безнадзорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитании подростков, бесконтрольности за их поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
Социально – дезадаптивное поведение безнадзорных подростков:
1. Отличается своей деструктивностью (аутодеструкция);
2. Склонностью к девиантному поведению с аутоагрессивной направленностью;
3. Эгоистической направленностью в межличностных отношениях.
(Систематическое опоздание на уроки, прогулы, отсутствие учебных принадлежностей, домашнего задания, привлечение к себе внимания своимповедением, конфликтность, зацикленность). Могут наблюдаться (диагностироваться) гипертимная, психастеническая, истероидная, лабильная, эпилептоидная акцентуации характера;
4. Отсутствием социальной компетенции;
5. Деформацией представлений о себе - «Я - образа».
Причины социально – дезадаптивного поведения
безнадзорных подростков.
|
|
1. Нарушение детско – родительских отношений: отсутствует / недостаточный контроль за поведением и занятиями подростков; отсутствует/нарушена эмоциональная связь между детьми и родителями.
2. Низкий уровень социального благополучия семьи.
3. Трудная жизненная ситуация.
4. Борьба за внимание (многодетная семья)
5. Борьба за самоутверждение (против власти родителей и опеки, в коллективе).
6. Отчуждение детей от семьи, школьного коллектива.
7. Отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания.
8. Нарушение отношений со сверстниками
9. Желание отомстить (обида)
10. Отсутствует мотивация к учебной деятельности
11. Потеря веры в собственный успех
12. Неадекватная самооценка
13. Деформация «Я - образа»
14. Неблагоприятные условия для социализации личности.
Ведущие симптомы аутодеструкции
1. Восприятие родителей – непоследовательная мать, враждебный отец
2. Аутичность
3. Низкий личностный адаптивный потенциал
4. Ожидание негативного отношения от других
5. Коллективизм
6. Подчиняемость
7. Склонность к аддиктивному поведению. Аддитивное поведение (акцентуации характера)
8. Зависимость
9. Низкие самоуважение и самоинтерес
10. Альтруистичность
11. Низкое самопонимание
12. Высокая оценка тревожности (фрустрация, страхи)
13. Высокая внушаемость
14. Низкая интеллектуальность
15. Склонность к делинквентному и девиантному поведению
16. Психопатия
17. Высокая аутоагрессия
18. Слабая поведенческая саморегуляция
19. Противоречивое самоотношение
Рассмотрим подростков среднего школьного возраста 11-13 лет. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, являясь острым и длительным (кризис социального развития, возраст внутреннего конфликта, психической неуравновешенности и неустойчивого поведения). Кризис идентичности, главная особенность данного подросткового возраста, связан с распадом «детского Я» и необходимостью синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх Я» и т.д. Психические новообразования – самосознание и чувство взрослости – являются основой для социализации подростков. Ориентация подростка на высокие и перспективные цели способна направить в желаемое русло его поведение, эмоции, нравственное развитие; ликвидировать или в значительной мере сгладить противоречия в мотивах поведения, в определенной степени привести к внутренней гармонии.
Диагностический этап.
Цель: мониторинг психологических особенностей в развитии учащихся и своевременное оповещение о неравномерностях развития личности подростков заинтересованных участников учебного процесса для дальнейшего– сопровождения «группы риска».
Задачи:
- выявить основные проблемы и причины возникновения трудностей обучающихся;
- изучить и проанализировать индивидуальные и личностные особенности, ограничения и ресурсы подростков, оценить ситуацию развития обучающихся;
- обеспечить консультирование участников педагогического процесса;
- реализовать маршрут коррекционно – развивающей работы;
- повысить социально-психологическую компетентность педагогов и родителей.
Диагностика личностных особенностей
Предмет диагностики | Специалист | Субъект диагности- ки/ Инструментарий | Результат диагностики | Использование в коррекционно – развивающей работе |
Отклоняющее ся поведение | Педагог - психолог | Подростки 11 -13 лет Дом - дерево – чело век, Дж. Баком | Незащищенность Тревожность Недоверие Чувство неполноценности Враждебность Конфликтность Трудности общения Депрессивность | Снижение негативных состояний |
Личностные особенности, самооценка | Педагог - психолог | Подростки 11 -13 лет «Дерево», Кох | Самооценка: Завышенная…...% Нормальная…...% Заниженная……% | Коррекция самооценки |
Личностные особенности | Педагог - психолог | Подростки 11 -13 лет «Несуществующее животное», Друкаревич М.З. | Я-образ. Наличие раз- нообразных связей между уровнем притязаний, самооценкой, установ- ками реагирования в конфликтных ситуа- циях и т.д. | Внутренние ресурсы личности, ее особенности |
Тип поведения в конфликт ной ситуации (конфликтное поведение) | Педагог - психолог | Подростки 11 -13 лет, тест К.Томаса | Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление | Прогноз конфликтно го поведения Приложение 4 |
Индикатор ко пинг стратегий | Педагог- психолог | Подростки 13 -15 лет, Д. Амирхан или Э. Хайма | Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание проблем Когнитивные П О Н Эмоциональные П О Н Поведенческие П О Н | Помощь в поиске решений |
Аутодеструк тивноепове- дение | Педагог- психолог | Подростки 11 -13 лет Тест Р. Кеттела | Блоки: Интеллектуальный Эмоционально – воле вой Коммуникативный | Коррекционная работа на социализацию и развитие личности Приложение 2 |
Самооценка | Педагог- психолог | Подростки 11 -13 лет Дембо - Рубинштейн | Уровни: высокая….….% нормальная.…% низкая………% | Выравнивание само- Оценки |
Акцентуации характера | Педагог- психолог | Подростки 11-13 лет ПДО, И.Я. Иванов и А.Е. Личко | Гипертимный, циклоидный, лабильный, астено - невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комформный | Коррекционная работа на социализацию и развитие личности |
Агрессия | Педагог- психолог | Подростки 11 – 13 лет, опросник Е.П. Ильин | -Вспыльчивость -напористость -обидчивость -неуступчивость -бескомпромиссность - мстительность -нетерпимость -подозрительность | Снижение уровня агрессивной направ- лености |
Состояние здоровья | Мед.раб. | Подростки 11 -13 лет | Анамнез | Обращение к более узкому специалисту |
|
|
|
|