Диагностика личностных особенностей

Психолого – педагогическое сопровождение подростков (безнадзорных)

С социально – дезадаптивным поведением

 

Характерологические особенности социально - дезадаптивного поведения безнадзорных подростков.

 

Безнадзорные подростки – подростки, находящиеся в особой социальной ситуации развития, которая характеризуется отсутствием контроля и надзора со стороны родителей и взрослых, нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного времяпровождения и включенностью в асоциальные референтные группы. Неудовлетворенная потребность в эмоциональном принятии личности подростка проявляется в нарушении его взаимоотношений с окружающим миром и самим собой. Безнадзорные подростки проживают в семьях, но находятся без должного контроля над их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, родственников или лиц их заменяющих. Безнадзорные подростки находятся на родительском попечении, сохраняют эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлены сам себе.

Поэтому дезадаптивное поведение подростков во многом явление социальное, которое связано с такими личностными особенностями как инфантильность, отсутствие учебной мотивации, чувства ответственности за свои действия и поступки и в целом за свою жизнь, неумение предвидеть последствия своих поступков, подверженность влиянию других людей.

Неудовлетворенная потребность в эмоциональном принятии личности подростков проявляется в нарушении их взаимоотношений с окружающим миром и самим собой.

Личностный аспект проблемы безнадзорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитании подростков, бесконтрольности за их поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Социально – дезадаптивное поведение безнадзорных подростков:

1. Отличается своей деструктивностью (аутодеструкция);

2. Склонностью к девиантному поведению с аутоагрессивной направленностью;

3. Эгоистической направленностью в межличностных отношениях.

(Систематическое опоздание на уроки, прогулы, отсутствие учебных принадлежностей, домашнего задания, привлечение к себе внимания своимповедением, конфликтность, зацикленность). Могут наблюдаться (диагностироваться) гипертимная, психастеническая, истероидная, лабильная, эпилептоидная акцентуации характера;

4. Отсутствием социальной компетенции;

5. Деформацией представлений о себе - «Я - образа».

 

Причины социально – дезадаптивного поведения

безнадзорных подростков.

1. Нарушение детско – родительских отношений: отсутствует / недостаточный контроль за поведением и занятиями подростков; отсутствует/нарушена эмоциональная связь между детьми и родителями.

2. Низкий уровень социального благополучия семьи.

3. Трудная жизненная ситуация.

4. Борьба за внимание (многодетная семья)

5. Борьба за самоутверждение (против власти родителей и опеки, в коллективе).

6. Отчуждение детей от семьи, школьного коллектива.

7. Отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания.

8. Нарушение отношений со сверстниками

9. Желание отомстить (обида)

10. Отсутствует мотивация к учебной деятельности

11. Потеря веры в собственный успех

12. Неадекватная самооценка

13. Деформация «Я - образа»

14. Неблагоприятные условия для социализации личности.

 

Ведущие симптомы аутодеструкции

1. Восприятие родителей – непоследовательная мать, враждебный отец

2. Аутичность

3. Низкий личностный адаптивный потенциал

4. Ожидание негативного отношения от других

5. Коллективизм

6. Подчиняемость

7. Склонность к аддиктивному поведению. Аддитивное поведение (акцентуации характера)

8. Зависимость

9. Низкие самоуважение и самоинтерес

10. Альтруистичность

11. Низкое самопонимание

12. Высокая оценка тревожности (фрустрация, страхи)

13. Высокая внушаемость

14. Низкая интеллектуальность

15. Склонность к делинквентному и девиантному поведению

16. Психопатия

17. Высокая аутоагрессия

18. Слабая поведенческая саморегуляция

19. Противоречивое самоотношение

 

Рассмотрим подростков среднего школьного возраста 11-13 лет. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, являясь острым и длительным (кризис социального развития, возраст внутреннего конфликта, психической неуравновешенности и неустойчивого поведения). Кризис идентичности, главная особенность данного подросткового возраста, связан с распадом «детского Я» и необходимостью синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх Я» и т.д. Психические новообразования – самосознание и чувство взрослости – являются основой для социализации подростков. Ориентация подростка на высокие и перспективные цели способна направить в желаемое русло его поведение, эмоции, нравственное развитие; ликвидировать или в значительной мере сгладить противоречия в мотивах поведения, в определенной степени привести к внутренней гармонии.

 

 

Диагностический этап.

Цель: мониторинг психологических особенностей в развитии учащихся и своевременное оповещение о неравномерностях развития личности подростков заинтересованных участников учебного процесса для дальнейшего– сопровождения «группы риска».

Задачи:

- выявить основные проблемы и причины возникновения трудностей обучающихся;

- изучить и проанализировать индивидуальные и личностные особенности, ограничения и ресурсы подростков, оценить ситуацию развития обучающихся;

- обеспечить консультирование участников педагогического процесса;

- реализовать маршрут коррекционно – развивающей работы;

- повысить социально-психологическую компетентность педагогов и родителей.

 

Диагностика личностных особенностей

Предмет диагностики Специалист Субъект диагности- ки/ Инструментарий Результат диагностики Использование в коррекционно – развивающей работе
Отклоняющее ся поведение   Педагог - психолог Подростки 11 -13 лет Дом - дерево – чело век, Дж. Баком   Незащищенность Тревожность Недоверие Чувство неполноценности Враждебность Конфликтность Трудности общения Депрессивность Снижение негативных  состояний
Личностные особенности, самооценка Педагог - психолог Подростки     11 -13 лет «Дерево», Кох   Самооценка: Завышенная…...% Нормальная…...% Заниженная……% Коррекция самооценки
Личностные особенности Педагог - психолог Подростки  11 -13 лет  «Несуществующее животное», Друкаревич М.З. Я-образ. Наличие раз- нообразных связей между уровнем притязаний, самооценкой, установ- ками реагирования в конфликтных ситуа- циях и т.д. Внутренние ресурсы личности, ее особенности
Тип поведения  в конфликт ной ситуации (конфликтное  поведение) Педагог -  психолог Подростки 11 -13 лет, тест К.Томаса   Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Прогноз конфликтно го поведения Приложение 4
Индикатор ко пинг стратегий Педагог- психолог Подростки 13 -15 лет,  Д. Амирхан или Э. Хайма   Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание проблем Когнитивные П О Н Эмоциональные П О Н Поведенческие П О Н Помощь в поиске решений
Аутодеструк тивноепове- дение Педагог- психолог Подростки 11 -13 лет Тест Р. Кеттела Блоки: Интеллектуальный Эмоционально – воле вой Коммуникативный Коррекционная работа  на социализацию и развитие личности Приложение 2
Самооценка Педагог- психолог Подростки 11 -13 лет Дембо - Рубинштейн Уровни: высокая….….% нормальная.…% низкая………% Выравнивание само- Оценки
Акцентуации характера Педагог- психолог Подростки 11-13 лет ПДО, И.Я. Иванов и  А.Е. Личко Гипертимный, циклоидный, лабильный, астено - невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комформный Коррекционная работа  на социализацию и  развитие личности
Агрессия Педагог-  психолог Подростки 11 – 13 лет, опросник  Е.П. Ильин -Вспыльчивость -напористость -обидчивость -неуступчивость -бескомпромиссность - мстительность -нетерпимость -подозрительность     Снижение уровня агрессивной направ- лености  
Состояние здоровья Мед.раб. Подростки 11 -13 лет Анамнез Обращение к более узкому специалисту

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: