Структура личности по Платонову

Краткая история развития психологической науки

Этапы развития:

1) психология как наука о душе (материалистические и идеологические позиции);

2) психология как наука о сознании (в 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт создал первую лабораторию по психологии, в 1881 г. в Москве Владимир Бехтерев создал такую же лабораторию);

3) психология как наука о поведении (возникает в XX веке: задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека);

4) психология как наука о психике (изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N  

 

 

Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии.

Психология – наука, изучающая факты, закономерности, механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Предмет психологии – психика (субъективное отражение объективной действительности). Задачи: 1) изучение качественных особенностей психических процессов, как отражений объективной реальности; 2) анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека; 3) изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов. Принципы психологии: 1) принцип детерминизма (любому явлению, событию предшествует совокупность обстоятельств, которые и вызвали это явление); 2) принцип единства сознания и деятельности (психическое сознание человека невозможно вне деятельности); 3) принцип системности (элемент целостной структуры приобретает свойство, отличное от тех, которыми он обладал, не находясь в составе этой структуры); 4) принцип развития (обуславливает необходимость изучать психические явления в динамике). Структура психологии: 1) общая психология (изучает психику); 2) возрастная психология (психология подросткового возраста); 3) социальная психология (психология групп и коллективов); 4) психология личности.

 

Понятие о психике и сознании. Структура сознания. Самосознание как высший уровень развития психики.

Психика – свойство высокоорганизованной материи головного мозга отражать объективную действительность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью. Леонтьев выделил в эволюционном развитии психики 3 стадии: 1 – стадия элементарной сенсорной психи (основная фора поведения – инстинкты и рефлексы); 2 – стадия перцептивной психики (основная форма поведения – навык); 3 – стадия интеллекта (а – сенсомоторный интеллект, б – сознание). Сознание – высший этап развития психики, способность отражать мир в его объективных устойчивых, не зависящих от субъектов связей. Структура сознания (выделил З. Фрейд): 1) бессознательная; 2) собственно сознание; 3) сверхсознание. Самосознание – высший этап развития психики, когда человек выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как субъекта деятельности, вырабатывает собственное отношение к действительности, делает себя сам.

 

 

Методы исследования современной психологии.

1. Организационные методы (1 – сравнительный (сопоставление различных групп испытуемых по возрасту, стажу работы, видам деятельности и др.), 2 – лонгитюдный (обследование одних и тех же лиц на протяжении длит. времени), 3 – комплексный (в исследовании принимают участие представители разных наук));

2. Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации (1 – наблюдение, 2 – эксперимент, 3 – тест, 4 – анкета, 5 – интервью, 6 – биографический метод, 7 – анализ продуктов деятельности);

3. Методы обработки данных (1 – количественные (позволяют произвести количественную обработку первичной информации), 2 – качественные (позволяют дифференцировать материал по группам и установить скрытые от прямого восприятия закономерности));

4. Методы воздействия (1 – индивидуальная консультация, 2 – групповой тренинг, 3 – гипноз, 4 – психоанализ);

5. Интерпретационные методы - различные приемы объяснения выявленных в результате статистической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами или литературными данными по изучаемому психическому явлению.

 

Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – биологическое существо с особой телесной организацией. Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Личность – индивид, обладающий развитым сознанием, занимающий определенное положение в обществе. Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека на определенном жизненном пути или каких-то жизненных ситуациях. Так, например, понятие человек. Ребенок рождается, и он уже является человеком, так как имеет все его внешние признаки. Так же он является индивидуумом. В дальнейшем, при взрослении, человек становится личностью. Индивидуальность - это, можно сказать, описание личностных качеств человека или личности.

 

 

Структура личности по Платонову

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Общепринятой является структура К. К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: опыт, психические процессы, биологические особенности и социально обусловленные особенности. 1) Социально обусловленные особенности: потребности, мотивация, интересы (эмоционально окрашенные направленности личности на предметы и явления, связанные с ее стремлением познать их), склонности (положительное внутренне мотивирующее отношение к какому-либо занятию), убеждения (обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которыми он руководствуется в жизни), идеалы (образы, которыми руководствуется личность в настоящем и которые определяют план самовоспитания), мировоззрение (система взглядов на природу, общество, человека, мышление и т.д.). 2) Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. 3) Психические процессы, такие как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. 4) Биологические особенности проявляются в типе нервной системы, который определяет темперамент, половые и возрастные особенности, задатки и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: