Память и представления в деятельности человека. Виды памяти. Приемы развития памяти

Память – это отражение опыта человеком путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Различают присущие каждому человеку след. виды памяти: – двигательная память; – эмоциональная; – смысловая (или словесно-логическая); – образная; – генетическая. В психологии также есть разделение на кратковременную, долговременную и оперативную память. В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями. Представление – хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления строятся на образах прошлых восприятий, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий в них нередко сливаются или стираются. Приемы развития памяти: 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. 2. Ритмизация — перевод информации в стихи, в строки, связанные определенным ритмом. 3. Нахождение ярких образов, картинок, которые «методом связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. 4. Метод визуализации: образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию. 5. Метод расслабления позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти.

Характеристика мышления. Связь мышления с речью.

Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. Основные формы мышления: суждение (человек высказывает свое мнение, обозначает связи между предметами, выражает свои чувства, свои намерения), умозаключение (выводы, которые человек делает из имеющихся в его распоряжении данных), понятие (обобщенные знания о группе предметов (явлений), объединенных по однородности существенных признаков). Виды мышления: 1) творческое; 2) практическое; 3) наглядно-действенное; 4) наглядно-образное; 5) словесно-логическое. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе – языка, служащего для фиксации, хранения, передачи информации. Язык служит средством общения между людьми. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языковой группы. Виды речи: внутренняя и внешняя (устная и письменная). С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.

 

 

Логические формы и виды мыслительного процесса. Техническое мышление

Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними.. Основные формы мышления: суждение (человек высказывает свое мнение, обозначает связи между предметами, выражает свои чувства, свои намерения), умозаключение (выводы, которые человек делает из имеющихся в его распоряжении данных), понятие (обобщенные знания о группе предметов (явлений), объединенных по однородности существенных признаков). Виды мышления: 1) творческое; 2) практическое; 3) наглядно-действенное; 4) наглядно-образное; 5) словесно-логическое. Техническое мышление – один из видов мышления, различаемых по признакам предметной области деятельности. Выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми в области техники (ее проектирования, изготовления, обслуживания, ремонта и др.) имеют некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в др. сферах деятельности.

 

 

Операции мышления. Интеллектуальные особенности личности.

Операции: 1) анализ – мысленное расчленение предмета или явления на части. 2) синтез – мысленное соединение отдельных элементов в одно целое. 3) сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различия между ними. 4) обобщение – объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. 5) абстракция – отвлечение от некоторых признаков. 6) конкретизация - выделение частного из общего. Под интеллектом подразумевается система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, внимания. Структура интеллектуальных способностей: 1. Задатки – основы способностей, заложенные на генетическом уровне. 2. Общие способности, одинаковым образом проявляющиеся в различных видах человеческой деятельности. 3. Специальные способности, проявляющиеся при определенных видах деятельности (музыкальные, математические, организационные и др.). 4. Групповые способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных. 5. Профессиональные способности, проявляющиеся в процессе выбора профессии и развития трудовой деятельности.

 

Воображение и техническое творчество. Виды воображения.

Воображение –создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Виды: 1) непроизвольное (пассивное) – когда образы возникают спонтанно, помимо желания человека; 2) произвольное (активное) по собственному желанию: -воссоздающее – создание образов на основе личного опыта, черт характера; - творческое – самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.

• Фантазии – образы, мало соответствующие действительности

• Мечты – образы желаемого будущего

• Грезы – мечты, которые очень слабо связаны с реальностью и которые никогда не реализуются.

Техническое творчество - деятельность человека, направленная на преобразование природы в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности, характеризуется новизной процесса деятельности и его результата, а также оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: