Место психологии профессионального образованияв системе психологических наук

Специально проблему классификации псих. наук исследовал К.К. Платонов. Он представляет дифференциацию психологических наук в виде дерева. Корни дерева - философские проблемы психологии. Это говорит о том, что психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Ствол дерева - общая психология, изучающая познавательную и практическую деятельность. Наиболее мощные ответвления ствола - зоопсихология, дифференциальная психология, социальная психология.

Другие ветви - прикладные психологические науки: возрастная психология, организационная психология, психология труда, педагогическая психология, психология спорта, военная, юридическая психология и др.

Пробелы психологизации (профессионального) образования. Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания), а соответственно контроля, прогнозирования, управления явлениями, процессами, событиями. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования. Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Таким образом, существуют ученые-исследователи: для (профессионального) образования - это ученые-психологи, и ученые, которые занимаются воспроизводством и систематизацией знания - это ученые-педагоги. Для исследователей-психологов проблема психологизации - это найти новые закономерности освоения знаний, то есть производство знаний; для ученых-педагогов - это найти способы организации эффективного использования этих закономерностей вПО, то есть воспроизводство знаний. Таким образом, психологизация (профессионального) образования идет по этим двум направлениям.

И основная проблема психологизации образования, как раз в направлении ученых-педагогов на фоне циклического развития общества со своими подъемами и кризисами. В направлении психологов-исследователей основная проблема психологизации образования - это отсутствие единой парадигмы при наличии множества школ, теорий и концепций, что связано с перманентным кризисом в психологии в эпоху фрагментарного постмодернизма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: