Доизобразительный период

Доизобразительный период начинается в возрасте 1,5-2 лет и длится до 3-3,5 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ре­бенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Этот период характеризуется как «доэстетический», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, еще нет эстетической задачи как тако­вой.

Доизобразительный этап в формировании детского рисунка продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяю­щиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображе­ния [22]. Другие авторы [25] различают внутри доизобразительного этапа стадии «марания», ритмических каракулей и ассоциативную стадию.

Стадия «марания». Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулени­ем ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладе­вающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования». Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули - это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка за­кругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ре­бенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2).


 

Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблю­дая действия старших, ребенок пытается их копировать. А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» - это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ре­бенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».

Стадия ритмических каракулей. Постепенно у ребенка появляется возмож­ность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать од­ни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, стано­вятся ритмичными.

Рис.4. Машина и человек



Ассоциативная стадия - третья и последняя стадия доизобразительного пе­риода рисования - возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возни­кает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его. А.А. Смирнов отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном на­правлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они по­немногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму лома­ных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо ре­альные предметы» [цит. по: 22, с. 34]. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» -ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 3, 4).

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. «Ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это отношение к нему самого ребенка.

В 3-3,5 года ребенок переходит к следующему периоду - изобразительному.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: