Возрастные особенности изображения человека

3,5 лет - ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в боль­шинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются от­дельные детали, например обозначение глаз. Тогда же, около 3,5 лет, прибавля­ется изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги (рис. 9).

 

Рис. 9

 

3,5-4 года - возникает рисунок туловища. Первым признаком туловища бы­вает вертикальная линия между головой и ногами. Иногда туловище представле­но в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначаю­щим лицо. Чуть позже на самом лице возникают круги вместо глаз и круг как изображение рта. Иногда рот сразу же изображается черточкой (рис. 10).

Часто одновременно с этим появляются волосы в виде торчащих в разные стороны прямых линий, а позднее в виде точек обозначается нос.

 

Рис. 10

 

5-6 лет - нормативно в рисунке появляются уши, брови, шея, волосы. Эти детали возникают почти одновременно, когда само изображение человека вполне

«состоятельно». То есть присутствует голова с глазами, ртом и носом, туловище,

из которого выходят палки-руки и палки-ноги (последние иногда представляют собой «кочерги»). Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, причем часто они связаны с линией очертания туловища. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии. Волосы в большинстве случаев бывают только на очертании головы. Иногда ребенок рису­ет шляпу, располагая ее над головой или проводя через нее контурную линию головы. Также и первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрач­ности. Фигура мужчины обыкновенно рисуется иначе, чем фигура женщины. Женские фигуры бывают из двух частей, разделенные в талии (рис. 11).

7

 

лет - рисунок характерен, прежде всего, уточнением пропорций. Ноги по­мещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на вы­соте плеч. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

8 лет - можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полно­му профилю. Затруднения у детей вызывает присоединение рук. В профильном рисунке показана, как правило, только одна рука. В рисунке анфас совершенст­вуется изображение ног. В общем, формы закругляются и пропорции объединя­ются. Следует отметить, что особые изменения в стиле рисунка человеческой фигуры отмечаются именно в возрасте между 6 и 8 годами. В шесть лет дети ри­суют человеческую фигуру в большинстве случаев по частям, которые они затем соединяют, как бы монтируя фигуру (рис. 12). Руки отходят от туловища, ноги параллельны и относительно далеко одна от другой. В 8 лет дети часто форми­руют при помощи одной непрерывной линии шею, плечо и руку (рис. 13). Руки обыкновенно висят вдоль туловища, а ноги сходятся «в шагу».

Рис. 12                                                 Рис. 13

 

9 лет - чаще приходится встречаться с попыткой изобразить в рисунке дви­жение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас - фигура несет, например, сумку. Лицо имеет уже большинство основных черт. Проявляются большие различия между рисунками мальчиков и девочек. Одежда уже характеризуется деталями в виде рукава, выреза, пояса, карманов и т.п. Рисунки все еще остаются плоскостными (рис. 14).

Рис. 14

 

10 и 11 лет - рисунок характеризуется попыткой накладывать тени и прида­вать форму, попыткой перспективного охвата. Рисунки приобретают объемность и пластичность. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование.

Аналогично поэтапно может быть рассмотрено и нормативное возникновение «цветности» детского рисунка.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: