Социально-экономическая сущность финансов и их функции

Финансы-государство-товарно-денежные отношения

Сущность финансов их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями гос-ва. Исторически первые фин.отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов гос-ва в то время были дани и грабежи покоренных народов, натуральные подати, подати и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов тогда был их частноправный принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы гос-ва.

                   С развитием капиталистического способа производства расширилась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя.доли натуральных отношений резко сократились. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.

Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограни­чено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы — объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выс­тупает государство.

  Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять йа развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансо­вые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствую­щие объективные предпосылки.

Термин «финансы» произошел от латинского слова /1пап$1а, что в переводе означает денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязатель­ным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущ­ностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквива­лентом. Финансы — определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их пе­редача или перечисление наличным либо безналичным путем. На­пример, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн руб. В этой фразе речь идет о деньгах. Они использованы как мера стоимости выпущенной продукции. Но к финансам это не имеет ни малейшего отношения. Или предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в данном случае речь идет о ре­альном обороте денег, об отношениях, которые возникают между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов является валовой внутренний продукт и национальный Доход.

 

Социально-экономическая сущность финансов и их функции.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охваты­ваемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе обще­ственного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распреде­ления и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных

бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать суще­ственное воздействие на процесс воспроизводства. Расшири­лась сфера финансовых отношений. Государство стало аккуму­лировать не только ресурсы бюджетной системы, но и много­численных внебюджетных фондов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и конт­рольную, осуществляемые ими одновременно. Каждая финансо­вая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Также на ряду с этими двумя функциями финансы выполняют регулирующую функцию.

Распределительная функция финансов:

Распределение национального дохода заключается в созда­нии так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников матери­ального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Контрольная функция финансов:

Будучи ин­струментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного про­цесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распреде­лением валового внутреннего продукта по соответствующим фон­дам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития обще­ственного и частного производства, ускорение научно-техническо­го прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звень­ях народного хозяйства. Он охватывает производственную и не­производственную сферы и нацелен на повышение экономическо­го стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресе­чение бесхозяйственности и расточительства.

Регулирующая функция финансов:

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства. В целях регулирования экономики и социальных отноше­ний используются также - финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: