Развитие управления организацией. Подходы и методы

Билет № 1

Основные концепции управления: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный подход, ситуационный подход.

1. Шк. Научного упр. Тейлор, Эмерсон – совершенств-е операций ручного труда, мен-т- самост. область научн.исслед-й. 2. Шк. Адм. Упр. (Файоль, Муни) – разраб-ка принципов управления (1.системы управления организацией, ф-ции орг-ии: финансы, производство и маркетинг, 2. структура организации - 14 принципов Файоля:: разд. труда, власть и ответ-ть, дисциплина, ед-во рук-ва, ед-во распорядительства, централизация, иерархия, порядок, инициатива, корпоративный дух). 3. Шк. Чел. Отн-ний Шк. Повед. Наук (Маслоу, МакГрегор) – повыш. эф-ти орг-ии за счет ее человеческих ресурсов: т. «Х»- чел-к не любит работать; чел-ка надо заставлять с помощью угроз, наказаний; т. «У» - работа естественна, нежелание работать не является присущей чертой чел-ка; т. «Z» Оучи – чел-к-основа орг-ии и от него зависит ее функц-ние (японский подход), т. «А» - (амер. подход) малые вложения в обучение,  узкая специализация. 4. Шк. Науки упр (Леонтьев) - применение точных наук: 5.Проц.подход – ф-ии упр-я не взаимосвязанные друг с другом. Упр-ие как процесс 6.Системн.подход - Орг-ция как система, совок-ть взаимосвязанных эл-ов. Ситуац.подход - методы упр-я опред-ся ситуацией–набор обст-в, кот. влияют на орг-ию в данное время.

Понятие и классификация логистических систем.

Логистика – планирование и контроль поступающего на орг-ю, обрабатываемого там и покидающего ее потока мат. продукции и соответств. ему инфо потока. Логистическая система - это сист. с прямой и обратной связью, вып-я те или иные ф-ии, состоящая из нескольких подсист., каждая из кот. состоит из эл-тов и имеющая развитые внутр. и внешн. связи. Виды:

Макрологистика – это крупная система упр-я мат. потоками, охватывающая орг-и пром-ти, посреднические, торговые и транспортные орг-ии, расположенные в одном или нескольких регионах страны или в разных странах (задачи: формир-е межотраслевых материальных балансов, оптимизация админ.-террит. распределенных систем для материальных потоков). Виды: по глобальному признаку (гос-во, транс-континетн.); по административно-территоририальному (город, регион, республика)

Микрологистические - составляющие макрологических систем (производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы). Связи устан-ся на базе товарно-денежных отношений. Планирование, подготовка, реализ-я и контролю за перемещением внутри орг-ий. Виды: внутрен. интегрирование (структурн. подразделения, раб. место) внешн. интегрирование (сбыт, снабжение).

3. Декомпозиция функциональной структуры управления организацией. Классификация функций управления.

Дерево целей – форма графической организации процессов; структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей организации, программы, плана и т.д., в которых выделены: генеральная цель или миссия ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Этапы процесс построения дерева целей (ДЦ):

Формулирование миссии организации. - Формулирование целей организации по основным подсистемам. - Разбиение целей на подцели. - Разбиение подцелей на конкретные задачи. - Выбор направления решения задач. - Формулирование заданий по решению конкретных задач. - Это определение видов работ по выполнению заданий. - Выбор видов обеспечения. - Выбор способов управленческого воздействия.

Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль учет, анализ, координация, регулирования.1. Планирование –процесс установления и конкретизации целей развития орг-ии и ее структ. подразд., опред-е ср-в к их достижению, сроков и последовательности реализ., распред-я рес-в. классификации планирования: 1.От ур-ня упр-я: стратегические, тактические, оперативные. 2. от временных интервалов: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. 2. Организация обесп. упорядочение технич., экон., соц.-психол сторон деят-ти орг-ии. Мотивация –процесс побужд. себя и др. к деят-ти для достиж-я личн. целей и/или целей орг-ии. Контроль – сопоставление фактич. достигнутых рез-ов с плановыми заданиями. Виды: 1) предварительный; 2) текущий 3) заключительный. Координация – это согласование работы отдельных подраз-й орг-и, кот. участвуют в вып-и того или иного задания. Учет – наблюдение за фактами и явлениями, их измерение, регистрация, группировка для получения итоговых данных, кот. хар-т сост. управляемой сист. или достигнутые ею рез-ты. Анализ – ф-я упр-я для изучения, сист-ции, обобщения и оценки достигнутых результатов. Этапы анализа: 1.Выявление причин отклонений, опред-е резервов. 2.Установление причинно-следственных связей.3.Подготовка аналитической инфо для принятия реше-й в процессе регули-я. Регулирование –принятие оперативных мер по предотвращению/устранению отклонений в процессе функционирования объекта.

 

Билет №2

Понятие и классификация организаций.

Организация – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Классификация организаций:

1) по виду хоз.деят-ти: торговые, промышленные, транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, арендные.

2) по хар-ру собст-ти: госуд., частные, муницип., кооперативные и т.п.

3) по принадлежности капитала и контролю: национальные, иностранные, смешанные.

4) По сфере деят-ти: нац., международные.

5) По правовому положению: коммерческие (товарищества, общества, кооперативы, гос и мун унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, религиозные организации и объединения, фонды, ассоциации и союзы).

 

Развитие управления организацией. Подходы и методы.

Цель преобразования и развития системы управления - сделать ее открытой для принятия инноваций.

Фак-ры: 1. осмысление цели орг-ии,2. концепции производительности орг-ии.3.формир-ие сист. знаний как фак-ра произ-ва.4.расш-е границ системного рассмотрения орг-ии.5.измен. основной задачи управления.6.измен. представления о раб-ке.7.измен. возм-й технич. ср-в, инфо технол.8.измен. эф-ти автоматизации.9. принятие реш-й в разраб. и внедр. инноваций.10.измен. методов ведения бизнеса. Подходы и методы.

1.Системный подход. Методология орг-го проектирования - раздел-е сист. на совок-ть взаимосв. эл-ов, анализ и соверш-е, а затем соединение усоверш-х эл-ов для сохран. единства системы. Гл.цель- сближ. целей и задач подразделений с целями орг-ии. 2. Функциональный подход. Методология функционально-стоимостного анализа. -подход анализа стоимости, исслед-е отнош. резу-та(дохода, прибыли) к затратам. 3. Комплексный подход. Методология реструктуризации- ср-во реформирования орг-ии. Процесс измен. методов функц-я орг-ии. 4. Интеграционный подход. Методология проведения трансформаций- орг.-экон-е преобразование, при кот. меняется состав юр.лиц, уч-х в нем.. 5.Стратегический подход. Методология формирования. Сущ-е мн-ва методов формир-я стратегии орг-ии объясняется наличием фак-в, опред-х разв. орг-ии и явл-ся реакцией на требования внешн.среды. 6. Поведенческий подход. Методология орг-го развития- долгосрочн. программы по соверш-ю процессов орг-го обновления и принятию реш-й. 7. Радикальный подход. Методология реинжиниринга- осущ-е преобразований в орг-ии для повыш. скорости реакций орг-ии на измен. рынка, реконструкцию бизнес-процессов с целью достиж. улучшений в критериях производительности, таких, как ст-ть, кач-во, услуги. 8. Подход контрольных сравнений. Методология бенчмаркинга- сопост-е рез-ти состав-х бизнеса орг-ии и других орг-ий в конкурентной среде. цель -генерировании предлож. по улучшению деят-ти. 9. Сценарный подход. Методология разработки сценария развития орг-ии- для оценки наиб. вероятного вар-та будущего и позволяют подготовиться к нему. 10. Институциональный подход. Методология формирования цепочки ценностей необходимость орг-ия в инновационной сфере не в отдельности, а в ее взаимод.с др. орг-ями во внешн. среде. идея построения сист. упр-я орг-ей во взаимосвязи с др. орг-ями исходя из концепции ценностей. 11. Ситуационный подход. Методология создания самоорганизующейся орг-ии. - формирование совок-ти действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе.

3. Формирование организационного поведения человека.

Чтобы построить орг-ое повед- чел-ка надо опред-ь ожидания чел-ка по отношению к орг-ии и наоборот; это и составляет проблему взаимод-я чел-ка и орг-и. Организационным окружением – люди, их группы, подраздел-я, администрация, технологии, в рамках которых чел-к должен осущ. свою деят-ть. 2 подхода: чел-к подбирается на место; место и роль подбираются для чел-ка. проблемы при вхождении в орг-ю:1) адаптация чел-ка к новому окружению 2) Коррекция поведения чел-ка, входящего в орг-ю.3) Изменения в орг-и при вхождении нового чел-ка.

Процессы обучения человека: 1.Обуч. понимающего и принимающего нормы и цен-ти орг-и, 2. входящий чел-к приходит из среды отличной от данной орг-и. Цель- удержать чел-ка, способ-ть его адаптации.

 задачи:1. разрушить присущей др.орг-и стиль повед-я; 2.Развить интерес чел-ка к орг-и;3.Привить нормы и цен-ти орг-и. Приемы мотивации входящего человека: материальная поддержка, вне з/п, продвижение по службе, обучение, предоставление жилья на льготных условиях, беседы с рук-ом, разъяснения, рекомендации.

Научение поведению человека в организации - это устойчивый во времени процесс изменения поведения человека. Орг-я посредством стимулов (внешние побуждающие воздействия) и реакции на поведение человека, заставляет сознательно менять свое поведение конкретному человеку. При реакции орг-и исп-ся система компенсаций – внешняя реакция на поведение чел-ка, выраж-я в том, что чел-к приобретает или теряет, или добив-ся чего- в рез-те своей деят-ти. виды: 1.Положительная (осуществляется вознаграждение.)2.Отрицательная (желаемое поведение приводит к устранению нежелательных последствий.)3.Наказание (реакция на неверное поведение человека)4.Гашение нежелательного поведения (человек осуществляющий нежелательные действия, на которые раньше поступала положительная реакция, прекращает их, если на эти действия перестает поступать положительная реакция.)

 

 




double arrow
Сейчас читают про: