Подходы к оценке эффективности исследования систем управления и принципы её определения

Под эффективностью исследования следует понимать соотношение показателей результатов исследовательских работ и затрат ресурсов на проведение исследования.

Основным критерием научной и практической эффективности исследования яв­ляется практика. Научная эффективность исследования определяется новым научным знанием, по­лученным в результате исследования. В процессе внедрения результатов исследования в практику его научная эффективность превращается в практическую.

При определении эффективности исследования систем управления необходимо руководствоваться следующими принципами: целенаправленности; целеустремленности; объективности; системности; научности; приоритетности социальных и экологических эффектов; комплексного подхода (расчет экономического эффекта в результате реализации иссле­дований системного управления необходимо проводить относительно всей хозяйственной системы организации); обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации (снижение до минимума отрицательного влияния на принимаемые решения и результаты деятельности хозяйственной системы); сопоставимости результатов (необходимость обеспечения сравнимости достигаемых эффектов); обязательного учета и анализа затрат на проведение исследования и реализацию его ре­зультатов; учета фактора времени (обязательность учета изменения эффектов с течением време­ни, стоимости разновременных результатов и затрат, влияния на них инфляции и др.); учета эффектов, получаемых только от проведенных исследований; количественного учета влияния неопределенностей и рисков.

Все виды эффектов, получаемых от исследования систем управления, можно разде­лить на социальные, экологические, научно-технические и экономические.

В сфере производства, например, к основным источникам получения позитивных эко­номических результатов за счет улучшения управления относятся: 1) снижение потерь от брака; 2) снижение стоимости контроля качества продукции; 3) снижение трудоемкости производственных процессов; 4) предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сы­рья и материалов; 5) уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям потребителей; 6) уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям; 7) уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт; 8) уменьшение ущерба за нарушение контрактов; 9) увеличение прибыли за счет улучшения ассортимента выпускаемой продукции; 10) увеличение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества при неизменности себестоимости.

Помимо этого, к позитивным результатам улучшения управления следует отнести увеличение объемов производства и продажи нужных потребителям товаров и услуг, сниже­ние себестоимости производимой продукции, сокращение сроков разработки и постановки новой продукции на производство и т.п. Дополнительным результатом может стать снижение затрат на управление.

Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством.

Квалиметрия – разработка методологии качества. Методы количествен-й оценки пок-лей кач-ва классифицир-ся по 2 группам:

1)по спо-бам получ-я инф-ции: а)измерительный м-д (основан на инф-ции, получ с пом-ю измерит приборов. Распространен при контроле кач-ва, ее испытании, сравнит оценке. Использ-е возможно при наличии реального объекта). б)регистрац-й м-д (на основе регистрации или подсчета. Исп-ся для оценки эконом-ти, технолог-ти, стандарт-ции и унификации). в)органолептический м-д (базируется на инф-ции, предоставл по ср-вом исп-ния органов чувств человека: обоняние, осязание, вкус, слух, зрение. (ликеро-водочные изделия, пищев, эргонометрич, эсетическ пром-ть)). г)расчетный м-д (использ теоретич или экперимент зав-ти пок-лей кач-ва продукции от ее параметра. Употр-ся при проектировании новых образцов продукции вплоть до создания нового образца, при котором использ-ся различные функц-ные хар-ки прод-ции).

2)по источникам получен-я инф-ции. а)традиционный м-д (инф-ция показ-лей кач-ва формируется в процессе испытания продукции в условиях максимально приближенных к реальности). б)экспертный м-д (оценка кач-ва пр-ции, осущ-ся на основе решений, принимаемых группой экспертов). в)социологический м-д (использ путем сбора и обработки инф-ции о кач-ве прод-ции, получаемой от потенциальных потребителей. Используется опрос).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow