Основным нормативным документом, регулирующим вопросы, связанные с организацией оплаты труда, является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Трудовым кодексом Российской Федерации определены понятия «оплата труда», и «заработная плата». Согласно ст. 129 ТК РФ оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми: актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного стимулирующего характера.
Статьей 130 ТК РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников. В частности, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации, меры обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы, ограничение оплаты труда в натуральной форме, обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами, государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда, ответственность работодателей за нарушение требований; установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами; коллективными договорами, соглашениями, сроки и очередность выплаты заработной платы. Механизмы предоставления указанных гарантий в области оплаты труда раскрываются в Трудовом кодексе Российской Федерации.
|
|
Основной формой оплаты труда является выплата заработной платы в денежной форме в валюте Российской Федерации (рублях). Однако Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность выплаты части заработной платы в неденежной форме (натуральная оплата). Доля заработной платы, вымачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 % от общей суммы заработной платы. Выплата части заработной платы в натуре может быть установлена только коллективным договором или трудовым договором.
|
|
Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. В каждой организации должна быть обеспечена равная оплата за равный труд.
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Право на получение месячной оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда имеют работники только тогда когда они отработали полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнили нормы труда.
В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях отклоняющихся от нормальных.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже раз мера прожиточного минимума трудоспособного человека. В соответствии со ст. 421 ТК РФ установление минимальной заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека производится в порядке и в сроки, устанавливаемые федеральным законом.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги: Такой механизм увеличения заработной платы имеет целью поддержание покупательной способности денежных доходов. Основным способом индексации денежных доходов населения является периодический пересмотр уровня минимальной заработной платы. Конкретный механизм индексации зависит от того, к какому сектору экономики относится организация. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами; а в других организациях - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации. В организациях; относящихся к небюджетному сектору экономики, индексация заработной платы производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами организаций.
Под системой оплаты труда понимают способ исчисления размера вознаграждения; подлежащего выплате работникам организации в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
работникам других организаций - коллективными договорами; соглашениями, локальными нормативными актами организаций рудовыми договорами.
|
|
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время тарификация производится на основе тарифно-квалификационных справочников, утвержденных Госкомтрудом СССР и Минтрудом России для организаций небюджетного сектора экономики и на основе Единой тарифной сетки - для организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней.
Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы; утверждаемой в порядке, который установлен, федеральным закoном и, являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки утверждены постановлением Правительства РФ от 06.11.01 №775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
Труд работников может оплачиваться повременно или сдельно. При сдельной оплате труда расценки определяются: исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок и норм выработки (или норм времени). Повременная оплата состоит в том, что оплачивается работа за единицу времени (как правило; за час работы) в соответствии с тарифной ставкой.
|
|
Работодатель имеет право; устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы также могут устанавливаться коллективным договором.
Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат; надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации а в организациях, финансируемых из местного, бюджета, - органами местного самоуправления.
В настоящее время до принятия Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов порядок применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, регулируется п. 5 постановления Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. и доп.), согласно которому организации; находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе единой тарифной сетки.
Решения о порядке применения указанных надбавок, доплат и других выплат в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, принимаются соответствующими органами субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.
Применение надбавок и доплат к тарифным ставкам и окладам позволяет при определении размера вознаграждения за труд учитывать не только сложность тру да и условий его выполнения, но и интенсивность труда (например, выполнение обязанностей по совмещаемой профессии должности отсутствующего, работника и т.д.) либо выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (в ночное время, выходные, или праздничные дни, сверхурочное время и т. д.).
Надбавки и доплаты можно разделить на две группы. Одни из них прямо предусмотрены законодательством и работодатель обязан выплачивать их работнику в размерах не ниже тех, которые установлены законодательством (надбавка за классность, звание по профессии, за стаж работы по специальности; за работу в ночное время). Другие надбавки вводятся по усмотрению работодателя (надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, интенсивность труда и т. д.) Размеры и порядок вы платы таких надбавок фиксируются в коллективных договорах.
Размеры надбавок и доплат могут быть повышены по сравнению с предусмотренными законодательством локальными нормативными актами, в том числе коллективными и индивидуальными трудовыми договорами.
При выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени; в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Оплата труда служащих, выполняющих, работы различной квалификации, осуществляется по должностному окладу вышеоплачиваемой работы.
В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.
Размер доплаты к сдельному заработку рабочему сдельщику, имеющему право на выплату межразрядной разницы составляет разницу между размерами тарифных ставок по размеру выполненной работы и разряду, присвоенному работнику.
Совмещение профессий (должностей) - это выполнение в пределах рабочего дня наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой профессии или должности.
Работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора и отражаются в трудовом договоре. При этом стороны не связаны какими-либо ограничениями в установлении размера доплат.
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени разделяется на сверхурочную работу и работу по совместительству.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрено только повышение оплаты по сравнению с нормами, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации.
Работа с режимом суммированного учета рабочего времени не отменяет правил оплаты сверхурочной работы. Время, которое не превышает двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю 5-дневной рабочей недели, оплачивается не менее чем в полуторном размере, остальные часы отработанного сверхурочного времени оплачиваются не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени; производимая по совместительству, оплачивается в зависимости от проработанного времени или выработки.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневными часовым ставкам, в размере не менее двойной дневной или часовой ставки; работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
Конкретные размеры оплаты, но не ниже указанных, определяются в коллективном договоре или трудовом договоре.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Ночным считается время с 22 до 6 ч.
Размеры доплат за работу в ночное время устанавливаются работодателем самостоятельно, но они не могут быть ниже, установленных законами и; иными нормативными правовыми актами.
При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период или за выполненную работу. Труд в указанных размерах оплачивается в том случае, если работодатель сам признал свою вину либо эта вина была признана органом, рассматривавшим трудовой спор (при наличии спора).
При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада). При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работника оплата нормируемой части заработной; платы производится в соответствий с объемом выполненной работы. Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Полный брак по вине работника оплате не подлежит. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.
Под простоем понимается временная, приостановка работы по причинам экологического, технологического, технического или организационного характера. Правила оплаты за время простоя зависят от того, произошел ли он по вине работника или в силу других обстоятельств, не связанных с его противоправным поведением. Время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Время простоя по вине работника не оплачивается. В данном случае имеет место противоправное, виновное поведение, имеющее состав дисциплинарного проступка, за которым к работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания либо меры воздействия, предусмотренные локальными актами (положениями о премиальных выплатах, о вознаграждении по итогам годовой работы и др.).
Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Заключение
Губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов выступая с докладом на активе 4 февраля 2004 года по итогам социально-экономического развития области в 2003 году, отметил, что средняя заработная плата по области составила 4 100 рублей, по конкретным областям:
- в промышленности – 4 700 рублей;
- в электроэнергетике – 6 100 рублей;
- на транспорте – 6 300 рублей;
- работники сферы управления – 6 400 рублей;
- работники образования – 3 000 рублей;
- работники культуры и искусства – 2 600 рублей;
- работники торговли и общественного питания – 2 300 рублей;
- работники сельского хозяйства – 1 500 рублей.
Таким образом, налицо неравномерность социально-экономического развития в разрезе областей, неравный уровень жизни в зависимости от возраста, квалификации, мест жительства.
Успех проводимой в России экономической реформы в значительной степени зависит от создания адекватного социально-ориентированной рыночной экономике механизма регулирования заработной платы. Создание такого механизма предполагает формирование цивилизованного рынка труда и становление системы социального партнерства, совершенствование государственного регулирования заработной платы, призванных обеспечить надежные гарантии и оптимизацию соотношений в оплате труда по отраслям, регионам, предприятиям и категориям персонала.
Перед предприятиями, получившими самостоятельность в новых условиях, стоит задача обеспечить обоснованную дифференциацию тарифных ставок и окладов в зависимости от сложности выполняемой работы, заинтересованность работников в максимальном использовании своем потенциала и достижении высоких результатов деятельности. При этом система оплаты и стимулирования труда должна быть гибкой и постоянно приспосабливаемой к динамично меняющейся рыночной конъюнктуре, которая ставит перед предприятиями все новые и более сложные задачи.
Разработка качественно новых подходов к построению системы оплаты и стимулирования труда, соответствующих требованиям социально-ориентированной рыночной экономики, достижениям технического прогресса, предполагает знание, как теории, так и практики регулирования заработной платы. Важно уяснить, как влияет изменение спроса и предложения труда на уровень и динамику заработной платы, каковы критерии обоснования гарантий при заключении соглашений и коллективных договоров, каковы методы государственного регулирования заработной платы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы организации оплаты труда, механизмы регулирования тарифных ставок и окладов, доплат и надбавок, премий и вознаграждений, социальных выплат работникам.
Во второй главе эти вопросы рассмотрены на примере открытого акционерного общества «Молочный завод».
Открытое акционерное общество «Молочный завод» является перерабатывающим предприятием по выпуску молока и молочной продукции.
В настоящее время предприятие состоит из цехов и отделений основного производства: участок по производству консервов и сухих молочных продуктов, участок по производству цельномолочной продукции, участок по производству масла, вспомогательного производства (собственная котельная, компрессорная по производству холода, энергоучастка, службы механика и т.д.), службы технологического контроля.
Непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений работников и администрации на предприятии является коллективный договор.
Оплата труда производится по часовым тарифным ставкам или месячным окладом для рабочих и должностным окладом для руководителей.
На предприятии действуют система стимулирования работников, которая отражена в следующих положениях:
- положение о системе оплаты труда рабочих, служащих, специалистов руководителей предприятия;
- положение о выплате вознаграждения работникам завода за общие результаты работы по итогам года;
- положение о выплате вознаграждения за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности;
- положение о порядке применения коэффициента трудового участия (КТУ) для рабочих бригад (звеньев).
На основе изучения и анализа практики оплаты труда на предприятии были выработаны рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда на открытом акционерном обществе «Молочный завод». Как пример был рассмотрен участок по производству консервов и сухих молочных продуктов.
Были предложены следующие рекомендации в целях совершенствования системы оплаты труда предприятия:
- объединение молочных заводов города Ульяновска в единый молочный концерн. Таким образом будут достигнуты сразу несколько задач. Во-первых сократятся расходы предприятия в связи с образованием единой транспортной сети, сети снабжения и реализации готовой продукции. Во вторых, за счет сокращения 27% работников появятся значительные резервы в фонде оплаты труда, которые можно направить на увеличение заработной платы остальных работников, реализацию дополнительных форм стимулирования. В третьих, завод получит узконаправленную специализацию, которая позволит «не распылять» ресурсы, а наиболее полно и эффективно использовать площади и мощности завода. В четвертых, за счет единого снабжения предприятия исключатся простои и экономически нецелесообразная переработка малого количества сырья по причине его отсутствия или нехватки, а значит заработная плата работников основного производства, большинство из которых являются сдельщиками соответственно возрастет.
- разработка и внедрение дополнительных форм стимулирования работников.
В частности, необходимо разработать и принять положение по премированию за изготовление продукции из вторичного сырья. При работе предприятия в едином молочном концерне возможна специализация, при которой будет оставаться большое количество вторичного сырья (пахта, сыворотка, обрат), которую можно эффективно перерабатывать, в больших объемах, тем более, что прибыль, которую приносят такие продукты достаточно высока. Премирование будет стимулировать работников к более полному и эффективному производству. Премию предлагается начислять в зависимости от объема переработанной продукции, категории работников (основное или вспомогательное производство) в процентах к заработной плате работников.
Для достижения более полной заинтересованности работников в конечном результате труда рекомендуется установить отдельный процент премии, который будет начисляться только на приработок у работников-сдельщиков. Таким образом, размер премии будет зависеть от объема выполненной работы.
В связи с довольно высоким уровнем текучести на предприятии можно рекомендовать установить надбавки за стаж (в виде ежемесячных процентных надбавок к тарифной сетке в зависимости от непрерывного стажа) и принять соответствующее положение.
Также на предприятии необходимо разработать дополнительные стимулы для работников, которые будут включать в себя: дополнительные выплаты, помощь в оплате расходов на образование, лечение, помощь в оплате путевок в детские лагеря, нематериальные стимулы (программы профессионального развития, программы вовлечения работников в управлении производством, моральные меры поощрения).
В работе рассмотрены и источники покрытия дополнительных затрат на внедрение новых форм стимулирования работников. Дополнительные затраты (по расчетам участка по производству консервов и сухих молочных продуктов) составят 159 тыс. р., покрыть их можно за счет полноценного использования вторичного сырья на участке. При полной его загрузке прибыль от использования вторичного сырья будет составлять 4 468 тыс.р.
Таким образом, при совершенствовании системы оплаты труда на ОАО «Молочный завод» дополнительные денежные средства можно изыскать за счет полноценного использования вторичного сырья (4 468 тыс.р.) и перераспределения фонда заработной платы, за счет сокращения работников при объединении предприятия в молочный концерн (1 266 тыс.р.).
Разработанные в дипломном проекте мероприятия позволят повысить среднюю заработную плату на ОАО «Молочный завод», что будет способствовать повышению общего благосостояния населения области, при этом не прибегая к дополнительному выделению средств из прибыли предприятия.