Функции тарифной системы оплаты труда:
1) определить минимальные гарантированные уровни оплаты труда работников;
2) обеспечить обоснованную дифференциацию в пределах установленных минимальных гарантий размеров оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ;
3) стимулировать повышение квалификации работников и индивидуальных результатов их труда.
Основными элементами тарифной сетки являются тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты ставок заработной платы. Диапазон тарифной сетки (соотношение ставок оплаты труда ее крайних тарифных разрядов) определяется существованием работ разной сложности, и колеблется от 1:1,71 до 1:1,95.
В зависимости от диапазона тарифной сетки может устанавливаться количество разрядов. От 5 до 10 разрядов, как свидетельствует практика, это достаточно для обоснованной дифференциации ставок заработной платы. На рассматриваемом предприятии тарифная сетка ограничивается шестью разрядами.
При определении межразрядных тарифных коэффициентов следует придерживаться некоторых требований:
1) межразрядная разница должна быть не менее 10%;
2) шкала тарифных коэффициентов строится равномерной или прогрессивной, когда тарифный коэффициент каждого следующего разряда повышается более чем на 10%;
3) шкала тарифных коэффициентов строится прогрессивно-регрессивно (где итоговые диапазоны - более чем 1:2,0), когда до 4-5 разрядов идет прогрессивное увеличение тарифных коэффициентов, а далее увеличение уменьшается.
Исходя из этих требований, видится целесообразным существующую на нынешний день в ОП ЮУ АЭС единую тарифную сетку, установленную для рабочих промышленности, разделить на три вида, в зависимости от сложности выполняемых работ на предприятии. Преобразование единой тарифной сетки обоснованно наличием большого числа работников, а соответственно и наличием разнообразных работ с различной степенью сложности, а также различной квалификацией рабочих. С этим же связано изменение тарифных коэффициентов.
В первом варианте (табл. 3.1) начальные квалификационные требования к работникам отличаются незначительно, потому что существует незначительная разница в сложности выполняемых ими работ и обслуживании оборудования. Продвижение работников по разрядам тарифной сетки осуществляется в зависимости от результатов их труда, вследствие роста профессионально-квалификационного опыта. Такая тарифная сетка стимулирует повышение эффективности труда за счет личных способностей работника. Она может быть применена к ремонтному персоналу вспомогательных цехов (ЭЦ, ЦТАИ).
Табл. 3.1 - Вариант 1 - для работников, не выполняющих сложные и
высокотехнологичные работы и использующих простое оборудование
и устройства
Тарифные разряды | I | II | III | IV | V | VI |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,12 | 1,25 | 1,41 | 1,60 | 1,71 |
Во втором варианте (табл. 3.2) предусматривается, что начальные квалификационные требования к работникам учитывают сложность выполняемых работ и обслуживания оборудования. Продвижение работников по разрядам тарифной сетки, начиная с 3-4 разряда, требует уже не только производственного опыта, а и соответствующего повышения теоретических знаний, т.е. уровня специальной квалификации. Эта тарифная сетка может быть применена для ремонтного персонала основного оборудования (ЦЦР, РСЦ).
Табл. 3.2 - Вариант 2 - для работников, выполняющих сложные,
высокотехнологичные работы и использующих сложное оборудование
Тарифные разряды | I | II | III | IV | V | VI |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,14 | 1,30 | 1,48 | 1,68 | 1,90 |
В третьем варианте (табл. 3.3) тарифная сетка требует уже специального образования для обслуживания высокотехнологичных процессов и особенно сложного оборудования, выполнения особо сложных и особо точных работ. Такую тарифную сетку логично будет применять для станочников металлообработчиков, оперативного персонала АЭС.
Табл. 3.3 - Вариант 3 - для работников, выполняющих особо сложные,
высокотехнологичные, высокоточные работы и использующих особо
сложное оборудование
Тарифные разряды | I | II | III | IV | V | VI |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,15 | 1,32 | 1,51 | 1,72 | 1,95 |
То есть, во втором и в третьем варианте стимулируется не только получение производственного опыта, но и повышение квалификации работников. Поэтому и тарифные ставки по разрядам повышаются. Если взять пятый разряд, то тарифные коэффициенты по каждому варианту увеличиваются и составляют соответственно:
1) вариант - 1,60; 2) вариант - 1,68; 3) вариант - 1,72.
Так как, мы увеличили тарифный коэффициент VI разряда с 1,71 до 1,95 необходимо определить является ли это возможным с финансовой точки зрения.
Далее рассчитаем тарифную ставку рабочего VI разряда с тарифным коэффициентом 1,95.
Тарифная ставка VI разряда = 331 * 1,95 = 645,45 грн.
% премии в 2010 г. для рабочих ППП составила 20% от тарифной ставки. Таким образом сумма премии составит:
Премия = 645,45 * 0,2 = 129,09 грн.
Сумма заработной платы работника ППП VI разряда составит:
З/п = 645,45 + 120,09 = 774,54 грн.
Для сравнения выполним те же расчеты для работника VI разряда с тарифным коэффициентом 1,71.
Тарифная ставка VI разряда = 331 * 1,71 = 566 грн.
Премия = 566 * 0,2 = 115,2 грн.
З/п = 566 + 115,2= 679,2 грн.
Таким образом, в процентном выражении сумма заработной платы работника ППП увеличилась на: 774,54/ 672,2 =14%.
Такое незначительное отклонение не превышает процент ежегодного роста как ФОТ, так и среднемесячной заработной платы. В 2010 г. он составил соответственно 28% и 38%.
Таким образом, введение новых тарифных сеток на предприятии является вполне обоснованным и целесообразным шагом, направленным на совершенствование организации оплаты труда, что заключается в рациональном использовании фонда оплаты труда и объективной оценке труда каждого работника на предприятии, а соответственно и его оплаты.