которые направлено управленческое воздействие. Субъект управления — это 1) руководитель (менед- жер), занимающий определенное место в иерархичес- кой организационной структуре, наделенный полно- мочиями, правами, властью над подчиненным ему персоналом, а также 2) весь управленческий аппарат, формирующий и реализующий управленческое воздей- ствие. Между объектом и субъектом управления суще- ствует прямая и обратная связь, имеющая информаци- онный характер. Прямая связь выражается в передаче объекту управления потока директивной информации. Обратная связь является результатом реагирования объекта управления на директивное воздействие и материализуется в виде отчетной информации.
Функция управления представляет собой особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации управленческого труда, часть процесса управления, выделенную по определенному признаку. Обычно различается от 10 до 25 функций, которые клас- сифицируются по общности предмета управления (ка- чество, труд и зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда и т. п.) и производственных ресурсов (тру- довые, материальные, технические, финансовые и др.). Все функции управления реализуются посредством системы решения управленческих задач. Комплекс за- дач объединяет задачи, относящиеся к конкретной функ- ции (нормированию, планированию, учету, контролю, анализу, регулированию), и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой). На предприятии количество подобных комплексов, как правило, не превышает 200.
|
|
Задача управления есть совокупность взаимосвязан- ных операций по переработке информации, осуществ- ляемых персоналом с помощью технических средств, результатом чего является принятие управленческого решения. Задача — основной элемент управленческого процесса: в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В процессе управле- ния предприятием решается несколько тысяч задач.
Отличие управления от менеджмента
Понятия «менеджмент» и «управление» очень
172 близки. Иногда они даже отождествляются. С техничес-
Глава Предметная сфера социологии управления
кой точки зрения это не вызывает никаких возраже- ний, ибо в дословном переводе на русский язык ме- неджмент обозначает управление.
Как культурные явления менеджмент и управле- ние, несомненно, различаются. Менеджмент — это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социоло- гию, право, экономику, психологию, философию. Та- ким образом, пять поколений американских менедже- ров имеют профессиональную подготовку в области человеке- и обществознания, финансов и менеджмен- та. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления пер- соналом, мотивации и стилей руководства, исчисляет- ся если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундамен- тальных исследованиях.
|
|
Понятие управления — в узком и широком смыс- лах этого слова — применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление явля- ется предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отноше- ний. С социологической точки зрения управление пред- ставляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном поло- жении, статусе, доходах, диапазоне властных полномо- чий.
Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры — линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества. Самый древний тип структуры управления называют линейным. В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включа- ющая наряду с соподчиненными по иерархии руково- дителями штаб специалистов-консультантов, а затем матричная, состоящая из временных рабочих групп, создаваемых для решения конкретной задачи, органи- зационные структуры управления.
|
3) процесс принятия управленческих решений; 4) опре-
I. Теоретический
деленную категорию получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руко- водством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическую субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, ду- ховными и мировоззренческими ориентирами.
Менеджмент как наука и практика управления
Под научными основами управления понимается сис- тема научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концеп- ции, внесшие существенный вклад в развитие совре- меннойтеории и практики управления: концепция на- учного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А. Файоль), управления с позиций психо- логии и человеческих отношений (впервые опреде- лившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А. Маслоу), управле- ния с позиций науки о поведении. Последняя пред- ставляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой являет- ся повышение эффективности организации посред- ством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспек- тов социального взаимодействия, мотивации, харак- тера власти и авторитета, организационной струк- туры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собствен- ных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук.
Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших раз- витие в современных условиях:
• подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных дей- ствий— функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; опти- мальный набор включает, однако, следующие: пла-
|
|
174 нирование, организация, распорядительство (ко-
Глава 4. Предметная сфера социологии управления
мандование), мотивация, руководство, координа- ция, контроль, коммуникация, исследование, оцен- ка, принятие решений, подбор персонала, предста- вительство и ведение переговоров или заключение сделок);
системный подход (предполагает, что руководите- ли должны рассматривать организацию как сово- купность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняю- щейся внешней среды);
• ситуационный подход (предполагает, что пригод- ность различных методов управления определяет- ся текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время). Поскольку как в самой организации, так и в окру- жающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе уп- равления организацией не приходится. Самым эф- фективным в конкретной ситуации методом уп- равления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике).
Менеджменткакпроцессуправленияорганизациями. В данном случае содержание менеджмента рассматри- вается с точки зрения достижения — в процессе дея- тельности — организацией определенных результатов. В рамках данной трактовки можно говорить о менедж- менте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируе- мые мероприятия, направленные надостижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; орга- низации работы коллектива во имя достижения наме- ченной цели наиболее рациональным способом; систе- ме управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.
|
|