Теоретический раздел

Помимо всего прочего управление является одним из важнейших социальных институтов, на которые опирается рационально организованное общество. Как социальный институт оно возникло в Египте в период разложения первобытнообщинного строя и зарожде- ния государства (III тысячелетие до нашей эры).

С давних пор человечество размышляет над тем, как соединить несоединимое: интересы подчиненных, всегда направленные на увеличение зарплаты, и инте- ресы руководителей, заинтересованных в ее сокраще- нии (ибо экономически это всегда вычеты из прибы- ли). В эпоху рабства и крепостного права руководители не мудрствовали, а действовали методом прямого при- нуждения. Однако времена изменились, появилась необходимость в нечто ином, получившем название методов стимулирования и мотивации.

В известной мере функции управления выполняет каждый из нас. Вот почему большинство интуитивно представляет себе, что значит управлять. Основываясь на жизненном опыте и здравом смысле, мы отличаем права начальника от положения и обязанностей под- чиненного. Возможно, именно поэтому каждый из нас

«знает», как стать эффективным руководителем, хотя никто и не возьмется обучать математике или психоло- гии, полагаясь исключительно на житейские советы. Как правило, свои отношения с друзьями или сотруд- никами мы строим не по научным рецептам, распро- страняя принципы здравого смысла и на руководство как сферу межличностных взаимоотношений.

Управление представляет собой наиболее рацио- нальный способ организации производительного труда. Его можно определить как целенаправленный, планиру- емый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени. Зарубежные специалисты угверждают: не по- нимать современные тенденции в управлении — то же самое, что отказываться от перспективных технологий. Сегодня в США действуют порядка 1300 школ менедж- мента и бизнеса. Как правило, количество претендентов на обучение в них превышает количество доступных мест в 6 —8 раз. Когда ООН выделила определенную сумму для помощи развивающимся странам, эти деньги были затрачены не на строительство больниц и стадионов, а на помощь в рационализации управления и подготовке

170 руководящих  кадров.


 

Глава 1. Предметная сфера социологии управления                      

Процессы управления можно наблюдать повсю- ду — в живых организмах, деятельности человека, организации общества, функционировании сложных кибернетических систем. Если нервная система пере- станет выполнять свою координирующую — по отно- шению к менее развитым, но специализирующимся на исполнительских функциях частям тела — деятель- ность, жизнь человека прекратится.

Управлять людьми — значит побуждать их к опреде- ленному поведению. Для того чтобы делать это, вовсе не обязательно быть королем, безжалостным тираном, вы- сокопоставленным чиновником или находиться наверху общественной пирамиды, в виде которой мы часто пред- ставляем себе общество. Управление, и мы уже сказали об этом, доступно каждому. В самом простом смысле

«управлять» — значит, «воздействовать на другого», на- правляя его усилия в необходимое для себя русло. Пере- ключая кнопки телевизионного пульта, мы управляем телевизором, который показывает нужные нам програм- мы. Принимая закон о запрещении прослушивания част- ных телефонов, парламент управляет службами безопас- ности, имевшими ранее право подключаться к любому телефонному разговору. Попросив ребенка сходить в магазин, мать направляет его действия в определенное русло, и он выполняет поставленную перед ним задачу. Мать управляет ребенком. Но если ребенок не подчи- нился ее распоряжению и не пошел в магазин, сослав- шись на необходимость учить уроки, это вовсе не озна- чает, что он начал управлять действиями родительницы. Он просто повлиял на ее поведение.

Отсюда можно сделать вывод: управление следует отличать от близких ему явлений. Например, от влияния, представляющего собой стихийный процесс прямого или косвенного воздействия одного человека на другого. Так, мнение  Эйнштейна,  высказанное  им  по  какому-либо вопросу из области физики, влияет на мнение других ученых даже после его смерти. Другой пример — вы убежали с урока, а родители узнали об этом, и у них испортилось настроение: ваш поступок повлиял на них. Управление —  это  процесс  целенаправленного прямого  воздействия  одного  индивида  на  другого. В этом процессе выделяются субъект, определяющий направление, цели и задачи, а также конечный резуль- тат будущего движения,  и объект,  который  все  это реализует. Таким образом,   объект управления — это отдельный  работник,  бригада,  цех,  предприятие,  на


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: