мую нам ситуацию, при которой большинство людей обладает меньшинством социальных благ, а меньшин- ство людей — большинством благ. Социальная поляри- зация предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство меж- ду полюсами и делает переход от одного полюса к дру- гому постепенным; либо столь незначительное его при- сутствие, которое не дает ему возможности оказывать существенное влияние на процесс распределения соб- ственности и определение профиля стратификации.
Из закона социальной поляризации вытекает пя- тый закон — закон социальной дистанции, в котором нашли отражение несколько эмпирически наблюдае- мых признаков:
1) чем больше уровней в иерархии, тем дальше от- стоят друг от друга полюса богатства и бедности;
2) чем больше уровней в иерархии и чем длиннее общая дистанция либо расстояние между соседни- ми статусными позициями, тем труднее отдельно- му индивиду преодолеть эту дистанцию в течение своей жизни;
|
|
3) чем больше уровней в иерархии и длиннее дистан- ция между полюсами, тем:
• менее прозрачной для общественности является социальная пирамида;
• труднее низам контролировать действия верхов;
• шире диапазон свободы маневра и выше вероятность использования верхами нелегитимных действий;
• с большей вероятностью люди, занимающиеся поддержанием этой пирамиды, будут стремиться к ее сохранению, а не изменению;
• в большей степени судьба каждого отдельного чиновника будет зависеть не от его личных спо- собностей, а от общих правил игры и существую- щих в иерархии традиций;
• с большей вероятностью продвижение на следую- щую ступеньку будет определено не конкурсными правилами, а старшинством и выслугой лет;
• вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропуск- ные фильтры становиться жестче.
Сравнив управление в рыночном и нерыночном обществах, сопоставив многочисленные исторические свидетельства, социолог может сделать вывод о том, что
I. Теоретический раздел
в административной системе субъекты управления (чиновники) заинтересованы в сохранении иерархии больше, чем в менеджменте. Если мы возьмем в каче- стве объекта исследования рыночное общество и срав- ним между собой государственный и частный сектора его, окажется, что в государственном секторе госслу- жащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей, чем в частном секторе, мере.
Отсюда можно вывести еще один, шестой, уни- версально-исторический закон управления — закон сохранения status quo иерархии, который гласит: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъек- там управления социальная иерархия, тем выше их мотивация сохранять, а не разрушать ее. Пример зна- менитого института кормленщиков, существовавшего на Руси с незапамятных времен, убеждает нас в том, что если служилые люди, поставленные на места цен- тральными органами власти, получают средства суще- ствования исключительно за счет сборов с местного населения, они в максимальной степени заинтересо- ваны сохранить сложившуюся систему неприкосновен- ной. Если в организации, не важно крупной или сред- ней, служебное продвижение основано на принципе старшинства, и каждый ждет своей очереди, то заин- тересованность в изменении существующего положе- ния дел будет выше у тех, кто получил от этой системы наименьшее количество благ, и наоборот. Иными сло- вами, старослужащие, исчерпавшие резерв мобильно- сти и поднявшиеся по иерархии на максимально до- ступную им позицию, будут считать действующую в организации систему справедливой и эффективной. Напротив, молодые сотрудники, ждущие своей очере- ди и находящиеся внизу пирамиды, будут относиться к ней более негативно.
|
|
Но чем сильнее заинтересованы в сохранении существующей системы управления ее субъекты, чи- новники, тем ниже скорость ее социального обновле- ния, тем меньше количество управленческих иннова- ций, приходящихся здесь на единицу времени. Назовем это утверждение седьмым законом управления. Для наглядности нарисуем график, где по оси OY будем откладывать количество управленческих инноваций, а по оси ОХ — историческое время. Изображенные кри- вые показывают два типа обществ — рыночное и не- рыночное. В первом плотность инноваций, происходя-
228 щих в единицу времени, больше, и, следовательно, оно