Управленец (менеджер) является наемным работником и служит в организации. Предприниматель — собствен- ник и нигде не служит. У них разный экономический и социальный статусы, но род деятельности один и тот же: им надо соединить в одно целое три предыдущих фак- тора производства — землю, труд и капитал — и напра- вить их на создание товаров и услуг.
И предприниматель, и менеджер делают это од- ним единственным способом— интеллектуальными усилиями. Надо знать рыночную ситуацию, уметь до- говориться с партнерами и клиентами, подобрать ква- лифицированные кадры, наладить взаимоотношения со служащими, достать кредиты и т. п. На техническом языке такая интеллектуальная деятельность именует- ся принятием управленческих решений. Иногда пос- ледние принимаются самими менеджерами или пред- принимателями, иногда этот процесс делегируется подчиненным. Но если предприниматель расплачива- ется за ошибки своими деньгами и может разориться, то менеджер рискует чужими, и его могут уволить.
|
|
Итак, функцию принятия решений осуществляют главным образом два лица: предприниматель и менед- жер. Предприниматель ищет новые сферы приложе- ния капитала, вводит инновации, рискует. Именно он решает, что выпускать, в каком количестве, и как ис- пользовать для этого имеющиеся в его распоряжении капитал, труд, землю и управление. Менеджер же за- нимается решением технических вопросов, т. е. выпол- няет то, что наметил предприниматель.
Современные наукоемкие производства все боль- ше нуждаются в специалистах самой высокой квали- фикации. Следовательно, можно сказать, что, по мере того как индустриальное общество переходит к постин- дустриальному:
• возрастает роль функциональных служб,
• укрепляется роль служб управления персоналом и увеличиваются требования к научной грамотности специалистов.
Вторым — после редкости — свойством социальных благ является их притягательность, или значимость, т. е. способность или возможность участвовать в обще- ственной жизни. Иметь значение в обществе — значит принимать участие, вмешиваться, оказывать влияние на общественную жизнь. Чем больше влияние, тем выше должность, и, наоборот, чем большую должность вы
занимаете, тем большее влияние оказываете. 235
Качеств о управленческих решений
Как мы выяснили, наибольшее количество соци- альных благ в пирамиде концентрируется наверху, наи- меньшее — внизу. Люди устремляются не сверху вниз, а снизу вверх, Но на их пути общество выстраивает систему фильтров-барьеров. Почему это происходи!? Почему в рыночном обществе компания стремится на- брать квалифицированный персонал, руководство ко- торым она доверяет еще более квалифицированным людям — менеджерам.
|
|
Американские социологи У. Мур и К. Дэвис созда- ли теорию социальной стратификации и управленчес- кой иерархии, согласно которой самые ценные должно- сти в обществе располагаются наверху: принимаемые там управленческие решения наиболее важны.
Если любое решение и ошибка среднего менедже- ра (управленца) касаются ограниченной совокупности людей и всегда могут быть исправлены вышестоящим руководством, то ошибки и решения топ-менеджеров касаются всей популяции и никем не исправляются, а их деятельность не страхуется.
Рационально устроенная организация — будь то общество в целом или отдельная компания в частно- сти — базируется на ряде аксиом, которые можно сформулировать следующим образом:
Аксиома 7. Высшие управленческие посты в организа- ции должны занимать самые способные и квалифици- рованные сотрудники.
Аксиома 2. Чем выше позиция в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть зани- мающий ее менеджер.
Аксиома 3. Чем выше позиция в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые менедже- ром управленческие решения.
Аксиома 4. Наиболее качественные управленческие решения должны приниматься на самом верхнем уров- не иерархии.
Аксиома 5. Чем выше качество принимаемого менед- жером решения, тем выше должна быть его ответ- ственность перед теми, кого это решение касается.
Аксиома 6. Чем выше ответственность менеджера за принимаемое им решение, тем больше властных полно- мочий для проведения его в жизнь он должен иметь.