Избирательность, социальный отбор и социальный фильтр, а также иерархия — понятия, логически и
, содержательно связанные друг с другом. Психологи часто пользуются концепцией «избирательности вос- приятия», предполагающей, что из бесчисленного ко- личества подробностей, которые можно вычленить в любой ситуации, люди воспринимают только те, что представляют для них важность, с точки зрения дости- жения актуальных целей, остальные же они игнориру- ют. Точно также ведет себя социальный фильтр: он отбирает одно и не отбирает другое. Важное для сис- темы он накапливает, оценивает, пропускает, не важ- ное — отбраковывает.
С точки зрения социального дарвинизма, в соци- ально-иерархическом мире выживает сильнейший. Социальный отбор действует наподобие живого филь- тра, в результате чего в нашем мире побеждают самые приспособленные. Социальные навыки борьбы могут быть легитимными (законными) и нелегитимными, но к самой сущности борьбы за существование характер действия, его правовая оценка не имеют никакого отно- шения. Продвигаться наверх можно, повышая квалифи- кацию и конкурируя с равными тебе по силам соперни- ками или используя каналы выгодных связей, поддержку влиятельных лиц, обходя законы и социальные нормы.
«Подковерная» или закулисная борьба — одно из воз- можных средств борьбы за выживание, а в нашем слу- чае — продвижения вверх по социальной лестнице.
Если бы вершины достигали самые умные и вос- питанные, дело обстояло бы следующим образом: все умники находятся наверху, те, кто находятся внизу, стремятся наверх, а те, кто занимает высшие иерархи- ческие позиции, придерживаются строгих моральных принципов. Наступает период, когда количество людей внизу становится меньше, чем наверху. Социальные блага перестают быть редкими, и то, что раньше дели- лось на 20 человек, теперь делится на 2 миллиона. Блага перестают быть дефицитными, иерархия лишается своей движущей силы. В ныне существующей иерар- хии для продвижения наверх требуется быть мудрее остальных в социальном плане.
Социальный фильтр — это односторонне направ- ленный механизм отсева кандидатов, не способных или не достойных занимать освободившиеся вакансии.
Социальный фильтр включает;
1) критерии отбора,
2) процедуру аттестации,
3) социальные санкции.
Разработка критериев отбора является самой слож- ной проблемой, хотя здесь используются практический опыт и научные наработки. Для того чтобы выработать хорошие критерии отбора, требуется от 3 до 5 лет.
Процедура аттестации представляет собой приме- нение к конкретным лицам, претендующим на ту или иную социальную позицию, набора нормативных тре- бований и механизмов, критики. Это сложный этап, однако, его сложность несколько иного, нежели в пер- вом случае, рода. На этом этапе возникает больше социальных, а не технических трудностей, ибо на ис- ход экспертизы воздействуют агенты влияния — люди, обладающие более высоким статусом или более мощ- ной силой, нежели члены экспертной комиссии.
Этап применения социальных санкций завершает деятельность экспертной комиссии. Санкции бывают позитивными (появление претендующих на вакансию в списках пропущенных через социальный фильтр) и негативными (их отсутствие).
Рассмотрим устройство социального фильтра на примере вступительных экзаменов в вуз. Первое свой- ство фильтра — количество входящих в него всегда больше количества выходящих. Если конкурс в данный вуз 3 человека на место, то разность двух потоков рав- няется этой величине, иначе говоря, входящий поток в
3 раза превышает выходящий.
С социологической точки зрения, устройство экза- менационного фильтра включает три основных элемен- та: критерии, оценка, санкции. Приемная комиссия, деканат и руководство вузов разрабатывают положе- ние об экзаменах либо руководствуются общегосудар- ственными требованиями, в которых указано, какие именно экзамены необходимо сдавать на данный фа- культет, какие критерии следует применять при оцен- ке знаний абитуриентов и т. п. Таков первый слой фильтра. Второй слой включает в себя работу экзаме- наторов по проверке письменных (сочинений) и уст- ных знаний абитуриентов и сравнению их с эталоном, в качестве которого может выступать прецедент, т. е. уровень знаний по конкретному предмету, выявленный в прошлом году. Сравнение знаний абитуриентов с эта-
246 лоном формирует базу для вынесения преподавателем
Глава 5. Универсально-исторические законы иерархии
окончательной оценки. Третий слой включает работу приемной комиссии по сортировке успешно прошед- ших экзаменационный тур абитуриентов. Вначале про- пускаются лица с максимальным числом балов, затем со средним и, наконец, если остаются места, с минимальным. Послеэкзаменационный тур часто пред- ставляет собой разновидность нового фильтра, если из каждых 10 успешно сдавших экзамены могут занять вакансии 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 человека. Выражение
«социальные санкции» применимо к третьему элемен- ту фильтра в том смысле, что приемная комиссия про- пускает (позитивная санкция) или не пропускает гативная санкция) определенное количество успешных абитуриентов в ряды студентов.
Рис. 5.7. Устройство социального фильтра (на примере вступительных экзаменов)
Таким образом, социальная иерархия — это система фильтров, пропускающая наверх тех людей, кото- рые не столько умны, воспитанны или нравственны, сколько социально мудры и культурны. Иерархия выступает единственной кузницей кадров, которые нужны обществу, потому что больше никто не спосо- бен выполнять эту функцию.
Соответственно, следующий, тринадцатый закон
управленческой пирамиды гласит, что иерархия пред- 247
ставляет собой систему социальных фильтров, жест- кость которых по мере продвижения наверх возраста- ет, а пропускная способность убывает.
Сформулируем первое следствие этого закона:
экзамены для кандидатов, стремящихся занять более высокие вакансии, с каждым уровнем усложняются.
Напомним, что каналами вертикальной мобильно- сти являются армия, образование, деньги, промышлен- ность, семья. Деньги становятся каналом вертикальной мобильности потому, что с их помощью вы можете купить себе все, что хотите. Армия — потому, что ваша отвага и боевое мастерство позволяют вам надеяться, что вы, пройдя все армейские ступеньки, когда-нибудь достигнете высших чинов. Семья становится каналом вертикальной мобильности только в том случае, если за ней закреплены определенные социальные блага, знаки и символы. Родившись в семье Рокфеллера, вы автоматически можете взлететь до вершин общества. Самый интересный канал вертикальной мобильно-
сти — образование. Обратимся к примеру средневеко- вого китайского общества. В те времена во всех китай- ских провинциях были созданы общедоступные школы, куда могли поступать все, независимо от умственных способностей и материальных возможностей. Это была самая низкая ступень. На следующей ступени школ было меньше, туда — независимо от своего социального про- исхождения — поступали только самые способные уче- ники. Далее школ было еще меньше: возможность обу- чаться там получали лишь наиболее одаренные. И, наконец, последнюю ступень образования представ- ляли один или два университета, из выпускников кото- рых пополнялся чиновничий аппарат. Это были самые образованные, способные и талантливые чиновники, ко- торых когда-либо знало человечество. На их отбор не влияли никакие привходящие факторы.
Америка и Англия идут практически тем же путем: выпускники немногих привилегированных вузов по- полняют управленческую элиту общества.
В качестве социального фильтра или барьера мо- жет выступать имущественный ценз, социальное про- исхождение. Так, например, для получения дворянско- го титула надо было иметь заслуги перед отечеством, а его жалование влекло за собой серьезное улучшение материального положения. Получив поместье, дворя-
248 не могли надеяться быть избранными в одну из палат