бор наиболее предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий»115. Сотрудники компании должны чувствовать уверенность в завтраш- нем дне, которая формируется под воздействием ста- бильности предприятия, заботы о персонале, достаточ- ного уровня заработной платы и регулярности ее получения, системы социальных льгот.
Существенную роль в системе мотивирования труда играет комплекс социальных льгот (социальный пакет), или так называемый «стимулирующий» набор дополни- тельных благ, гарантий, компенсаций, не входящих в систему оплаты труда (в СССР подобный набор называл- ся «социальным обеспечением трудящихся»). Спектр подобных льгот чрезвычайно широк, поскольку зависит толькоотфантазиируководстваконкретнойорганизации. Наиболее популярные составляющие социальных паке- тов — организация бесплатного или льготного питания сотрудников, оплата проезда на работу, дополнительная медицинская страховка, дополнительное негосударствен- ное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев во время выполнения служебных обязанностей, оплата обучения сотрудника и предоставление ему воз- можности повышать профессиональные навыки, оплата поднайма жилья, предоставление ссуд на приобретение жилья, оплата отдыха и занятий спортом и др. Достаточ- но прогрессивна и интересна такая форма, как «банк отпусков», аккумулирующий в себе дни планового отпус- ка, часы переработки, отгулы и пр. Банк отпусков позво- ляет работнику планировать свой отдых самостоятельно и использовать выходные дни максимально полезно для себя, согласуй это с руководством.
|
|
Говоря об эффективности стимулирующего воздей- ствия и «затратности» различных видов социальных льгот, применим комплексную оценку их по признаку
«эффективно— дешево». В этом случае на первое ме- сто, по мнению специалистов, выходят медицинское обслуживание и выдача ссуд; на второе — оплата про- езда. Далее, в порядке убывания — страхование, пита- ние, обучение и др.
|
Теоретический раздел
вание карьеры: сотрудники периодически составляют план личной карьеры, планируют для себя желаемые результаты на определенный период и определяют пути их достижения. При этом изменения в статусе сотрудни- ка не обязательно должны быть значимыми, с точки зре- ния должностной иерархии компании: это может быть повышение статуса (разряда) в рамках одной должности, что само по себе является признанием заслуг сотрудни- ка, но не влечет за собой заметного повышения оплаты его труда. Ротация кадров не обязательно должна прохо- дить по вертикали, достаточно эффективно и горизонталь- ное перемещение сотрудников.
|
|
В целом, формируя систему мотивации труда, ру- ководителю организации необходимо предпринять следующие шаги:
1) провести исследование и анализ рынка труда на интересующем его сегменте рынка;
2) определить необходимый и возможный список со- циальных льгот, который может быть сведен в еди- ную систему и должен положительно повлиять на общую картину состояния производительности труда в компании;
3) по необходимости ранжировать предоставляемые льготы по иерархической системе предприятия (чем выше статус, тем более значимы предоставля- емые льготы);
4)определить источники финансирования соци- альных программ, так как система должна функ- ционировать достаточно четко и носить регуляр- ный характер.
|