Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие полагается официальная награда, а за тяж- кое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следу- ющую за ее выполнением (невыполнением) санкцию. Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует со- провождающая ее санкция, она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает регулировать реаль- ное поведение, быть элементом социального контроля. В одних случаях применение социальных санкций требует 'присутствия посторонних лиц, в других — нет. Например, увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа; тюремное заключение тре- бует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится окончательное решение. Отметим еще несколько важных моментов, касаю-
щихся санкций и их применения:
санкции, применяемые к нарушителям групповых привычек, требуют наличия меньшего числа лиц; санкции никогда не применяются по отношению к самому себе;
если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внут- ри, то такую форму контроля следует считать са- моконтролем.
1 Агенты ф ормальног о и неформального контроля
Внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепри- нятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный виды контроля.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.
Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения споров и конфликтов, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Ника- ких писаных норм не существовало. В качестве контро- лера выступало общественное мнение, выражаемое, как правило, старейшими членами общины. В единую сис- тему социального контроля органично вплеталась ре- лигия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, свя- занных с традиционными праздниками и обрядами (бракосочетанием, рождением ребенка, достижением зрелости, обручением, уборкой урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.
Неформальный контроль могут осуществлять так- же семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Исторически этот тип контроля воз- ник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древнево- сточных империй. Вместе с тем, его предвестников мы без труда обнаруживаем и в более ранний период, в
328 эпоху так называемых вождеств, где четко обозначил-
Глава В. Власть и социальный контроль
ся круг формальных санкций, официально применяе- мых к нарушителям, например, смертная казнь, изгна- 'ние из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений.
В современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Оказывается, в сложном со- циуме, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность неформальными способами. И это понятно, ведь неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, в большой группе он неэффективен, поэтому его называют локальным (ме- стным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны, он глобален. Его осуществляют агенты формального контроля — специально обученные и получающие заработную плату за выполнение конт- рольных функций лица. Они — носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специаль- ных должностных лиц церкви и т. д.
Если в традиционном обществе социальный конт- роль держался на неписаных правилах, то в современ- ном его основой выступают зафиксированные в доку- ментах нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобретает институци- ональную поддержку. Формальный контроль осуществ- ляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства мас- совой информации, политические партии, правитель- ство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство — посредством системы нало- гообложения и социальной помощи населению, госу- дарство — через полицию, секретную службу, государ- ственные каналы радио, телевидения и органы печати.
В зависимости от применяемых санкций методы контроля подразделяются на: мягкие, прямые и косвенные. Их содержание во многом сходно с сами- ми санкциями. Методы контроля могут пересекаться.
Прямые Косвенные
|
Рис. 6.5. Типология методов формального контроля
Примеры:
1. Средства массовой информации относятся к инстру-
ментам косвенного мягкого контроля.
2. Политические репрессии, рэкет, организованная пре- ступность — к инструментам прямого жесткого конт- роля.
3. Действие конституции и уголовного кодекса — к инст- рументам прямого мягкого контроля.
4. Экономические санкции международного сообще- ства — к инструментам косвенного жесткого контроля.
Кроме того, в организациях (учреждениях и на предприятиях) существуют: общий и детальный конт- роль.
Примеры:
1. Если менеджер дает подчиненному задание и не конт- ролирует ход его выполнения, то он прибегает к обще- му контролю.
2. Если менеджер вмешивается в каждое действие, по- правляет, одергивает и т. п., он использует детальный контроль.
Детальный контроль называют также надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. В последнем случае его субъек- том становится государство, а сам он превращается в неосновной социальный институт. Постепенно надзор разрастается до размеров крупномасштабной социаль- ной системы, покрывающей всю страну. В такую сис- тему входят:
• сыскные бюро,
• детективные агентства,
• полицейские участки,
• служба осведомителей,
• тюремные надзиратели,
• конвойные войска,
• суды,
• цензура.
С облюдени е норм
Организация и общество в целом могут быть пере- гружены огромным количеством норм. Если президент страны и законодательные органы выпускают тысячи постановлений, законов, указов, к которым присоединя- ются десятки тысяч распоряжений и нормативов, изда- ваемых ведомствами и министерствами, краевыми и
330 областными органами власти, местной администраци-