Глава G. Власть и социальный контроль

ей,  дирекцией  завода  и даже начальником цеха, то у рядовых граждан,  вынужденных всем им подчиняться и все их знать, возникает информационная перегрузка. Занормированность общества так же плоха, как и недостаток или отсутствие социальных норм. Населе- ние отказывается выполнять нормы, а власти неспо- собны  проконтролировать  каждую  мелочь.  Однако давно замечено:  чем хуже исполняются законы, тем

больше их издается.

Между нормами и санкциями существует объек- тивное уравнение, которое звучит примерно следую- щим образом:

Каждая норма должна покрываться соответствую- щим числом санкций и количеством агентов контроля.

Если у вас не хватает налоговых инспекторов, или они не наделены соответствующими властными пол- номочиями, то не следует издавать массу постановле- ний и законов в области налогообложения: их все рав- но не выполнят.

От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, считайте, что она мертва. Люди обязательно увильнут от закона или соблюдения нормы в двух случаях:

• если  эта норма им невыгодна,  противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;

• если нет строгого и безусловного для всех граж- дан механизма контроля исполнения закона.

Одним из первых вопрос о том, как подчиненные обходят законы, поставил и изучил выдающийся доре- волюционный статистик А. Кауфман. Исследуя рус- скую общину, он установил интересную особенность: царское правительство издало несколько десятков за- конов и постановлений об устройстве русской общи- ны, порядке землевладения и землепользования, но крестьяне приняли только два-три закона, которые лучше других соответствовали их традиционному об- разу жизни и привычкам, были более понятны и вы- годны им. В результате новые законы, по существу, не изменили привычные формы хозяйствования.

Еще конкретнее выразился А. Солженицын, который сказал: «В России нет закона, есть столб, вокруг балкон, чтоб обходить закон». В незаконопослушном обществе искусство обходить закон очень развито. Со временем в


нем формируется самобытная культура непослушания — совокупность передающихся по наследству традиций, которым молодые поколения  обучаются,  приглядывая за тем,  как  ведут  себя  в  различных  ситуациях  старшие. В основе культуры непослушания лежат неформальные нормы, передаваемые через каналы распространения слухов и общественного мнения. Она формируется сти- хийно  как  оппозиция  формальной  культуре  послушания. Кто из них окажется сильнее, тот и определит морально- психологическую  атмосферу  общества.

Если культура непослушания формируется снизу, то укрепляется она действиями тех, кто стоит наверху. Если высокопоставленные чиновники, нарушив закон, легко уклоняются от правосудия, то рядовые граждане, чув- ствуя несправедливость нормативно-судебной системы, обязательно найдут лазейки и для себя. Когда начальство ворует по-крупному, подчиненные непременно будут воровать по-мелкому. Но если высокопоставленных чи- новников прощают за крупные преступления, то это вовсе не означает, что с еще большей легкостью суды станут прощать за мелкие проступки. В этом случае существует т. н. асимметрия преступлений и возмездия. В авторитар- ном обществе гораздо чаще прощают топ-менеджеров, совершивших крупные преступления, нежели рядовых исполнителей,  проштрафившихся  по  мелочам.

В работе «История Флоренции» (1532) уже упоми- навшийся нами Н. Макиавелли проанализировал пси- хологию и тактику поведения высших менеджеров, избрав в качестве примера предводителя знаменитого восстания чомпи (Флоренция, 1378) — одного из  пер- вых в Европе восстаний рабочих. Обращаясь к толпе, предводитель  восставших  призывал  «идти  до  конца», раз уж люди взялись за оружие и учинили массовые погромы. Если  бы  нам  пришлось  решать  сейчас,  брать- ся за оружие и опустошать дома граждан или нет, — говорил вождь, — то я был бы первым, кто посоветовал не торопиться, предпочтя мирную нищету братоубий- ственной войне. Но оружие поднято, и теперь уже речь идет о том. как избежать  наказания  за  содеянное  зло  и при  этом  добиться  большей  свободы.

Асимметрия преступления и возмездия.

В авторитарном обществе гораздо чаще прощают топ- менеджеров, совершивших крупные преступления, не- жели рядовых исполнителей, проштрафившихся по

332    мелочам.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: