Теоретический раздел

управления оставался прежним (бюрократическим) до тех пор, пока законодательство Третьей республики не предприняло ряд шагов в ином направлении. В Пруссии постепенное преобразование1 местного управления на на- чалах децентрализации и самоуправления началось лишь четверть века спустя после Французской февральской революции  1848 г.

Родоначальником бюрократии  в  России  считаю] Петра  I,  а  ее  окончательным  организатором  —  знамени- того  государственного  деятеля,  графа  М.М.  Сперанско- го. Русская бюрократия-— дитя государственной цент- рализации постмонгольской эпохи. Процесс «собирания земли русской» потребовал централизации управления, породившей бюрократию. Через этап централизации прошли все европейские страны, и в этом смысле наша страна И наша бюрократия не отличаются от западноев- ропейских. Но на Западе (за исключением Англии и Швейцарии)  чиновничество  набиралось  из  среднего  клас- са, заключившего в свое время союз с королевской вла- стью,  цель  которого  состояла  в  низложении  феодализма. В России бюрократия родилась в среде дворянства,  и потому, когда в эпоху Екатерины II страна  вступила  на путь  капиталистических  преобразований,  она  преврати- лась в тормоз экономического развития. «Отсталость политического  строя,  прежде  всего,  мешала  образовать- ся той административной власти, тому буржуазному чи- новничеству,  которое  бы  обладало  достаточными  навы- ками, социальным родством с буржуазией, и благодаря этому могло бы содействовать легкому и быстрому про- хождению всех промышленных дел через канцелярские теснины.  Бюрократия  в центре и на местах составлялась у нас из помещичьих, дворянских кругов. Сплошь  и  ря- дом это были те элементы, которые исчерпывающе доказали свою хозяйственную непригодность, неприспо- собленность, которые потерпели крушение в своей эко- номической  жизни  и  выбирались  на  берег  бюрократи- ческой службы с  помощью  своего  дворянского  имени  и своей дворянской родни. По своим социальным и психи- ческим навыкам, по своему воспитанию и стремлению, они были совершенно чужды буржуазной жизни, с ее быстрым темпом  промышленного  развития,  с  ее  шумом и гулом делячества, с  ее  быстрым  переходом  от  затеи  к ее реальному воплощению»150.

Через  всю  историю  русского  капитализма  тянется безысходная жалоба буржуазии — будь то екатеринин-

348 ской,  ленинской  или  ельцинской  эпох —  на  «приказ-


 

Глава Бюрократия,             номенклатура

ных людей», которые вольно или невольно, сознатель- но или бессознательно не дают ходу промышленному развитию и бизнесу, создавая непроходимые барьеры из канцелярской волокиты, взяточничества и устарев,- шего законодательства. Бюрократия, высшая и низшая, в. центре и на мостах всегда оставалась чуждой про- мышленной жизни. И это неслучайно, ибо бюрократ, дабы не лишиться источников обогащения, в принци- пе не может быть другим. Волокита, устаревшее или противоречивое законодательство, засилье инструкций и приказов, разобраться в которых может только опыт- ный чиновник— суть инструмент обогащения бюро- кратии. Мешая и препятствуя экономическому прогрес- су, она получает «откупные». Содействие прогрессу означает финансовую, а может быть и политическую, смерть бюрократии.

Когда большевики разгоняли самодержавный ап- парат государственного управления и ставили на ме- сто царских чиновников комиссаров — выходцев из рабочих и крестьян, они мечтали раз и навсегда, по- кончить с бюрократией и бюрократизмом, полагая, во многом небезосновательно, что новые люди принесут с собой новый дух и культуру отношений. Однако на практике все вышло наоборот: через некоторое новые люди не только усвоили старую культуру, но и довели ее до крайности. По признанию самих партийных вож- дей, в том числе Ф. Дзержинского, в первые годы со- ветской власти бюрократия расцвела махровым цве- том. Л. Троцкий признавался: «Бюрократия пожирает не менее половины фонда национального потребления, считая, конечно, не только жилище, пищу, одежду, средства передвижения и связи, но также учебные заведения, прессу, литературу, спорт, кинематограф, радио, театры, музеи и пр....Через 20 лет после рево- люции советское государство стало самым централи- зованным, деспотическим и кровавым аппаратом на- силия и принуждения».

Научное изучение бюрократии современными оте- чественными социологами началось не сразу, а лишь со второй половины 1980-х годов, что было связано с ос- мыслением природы государственно-политического устройства Советского Союза: первоначально бюрокра- тия мыслилась как деформация принципов социалис- тической демократии. По сравнению с дореволюцион- ным российским и современным западным периодами, количество  оригинальных  работ,  посвященных  этой


 

 



Теоретический раздел

проблеме, было крайне невелико. Позже о бюрократии стали говорить смелее, указывалось на то, что при оп- ределенных условиях социализм порождает бюрокра- тию изнутри. Наконец, на третьем этапе, в начале 90-х годов XX в. отечественные ученые прямо заявили о том, что именно социализм склонен продуцировать бюрок- ратию в наибольшей степени. В этот период появился целый ряд работ, посвященных номенклатуре, под кото- рой понималась государственно-партийная бюрократия советского общества, постепенно обретшая статус пра- вящего класса.

В 1990-е годы отечественных исследователей все больше волнуют проблемы трансформации номенкла- туры. Отдельные авторы заговорили о т. н. «бюрокра- тической буржуазии», «номенклатурном капитализме» и т, п. Появилось множество работ, в которых доказы- валось, что современная демократическая власть бю- рократизирована в той же степени, что советская; что между досоветской и постсоветской бюрократией су- ществует генетическое родство. Прояснились следую- щие ключевые черты бюрократии:

 

Функции бюрократии

В техническом смысле слова «бюрократия» — наи- более эффективная, рациональная и систематическая форма организации, в которой строго определены правила, инструкции и техника контроля. В повседнев- ном словоупотреблении термин «бюрократия» означа- ет организационную систему, представляющую собой запутанный лабиринт правил, инструкций, отсрочек и крючкотворств, существующих на всех уровнях управ- ленческой иерархии. Подобная организация переста- ет быть рациональным и эффективным инструментом решения срочных проблем. Она превращается в не- подвижный монолит.

Очевидно, что функции бюрократии нельзя оцени- вать однозначно: только как позитивные или негатив- ные. Даже канцелярская волокита, бумаготворчество, консерватизм могут нести положительную нагрузку. Бюрократия выполняет важную демпферную функцию, выступая в роли стабилизатора при резкой трансфор- мации системы правления. Когда общество или орга- низация берут курс на радикальные перемены, у насе- ления в целом или трудового коллектива, в частности, формируется психологическая реакция неприятия или отторжения реформ. Человеческая психика выполняет


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: