В социологии под организацией понимают такую форму или способ совместной деятельности людей, при котором она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной.
Природа организации социальна, поскольку все- гда социальны: 1) объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности); 2) субъект воздействия;
3) как минимум два результата этого воздействия — целевой продукт и целевая общность, а также другие модификации человеческого поведения. Кроме того, одним из основных, хотя и не единственным, призна- ком организации является использование специфичес- ких средств регламентации, формирующих особую организационную подсистему — социальную органи- зацию. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, направленную на достижение определенных целей посредством распределения функциональных обязан- ностей, координации усилий и соблюдения определен- ных правил взаимодействия в процессе функциониро- вания системы управления. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интег- рированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.
|
|
Будучи социальной системой, организация отлича- ется рядом специфических характеристик: наличием цели; нормативной регуляцией поведения, отношений между членами данной организации; иерархическим строением; распределением функций (полномочий и обязанностей) между группами взаимодействующих работников; активностью регламентируемого элемен- та, способностью людей, подлежащих организацион- ному воздействию, оказывать встречные воздействия в ответ на воздействия управленческие.
|
выполняет социальные функции по отношению к более широкой социальной системе. С этой точки зрения орга- низация характеризуется как открытая или частично открытая социальная система, активно взаимодейству- ющая с внешней средой, получающая от нее ресурсы и создающая для нее системный продукт.
|
|
Условием возникновения организации является необходимость осуществления некой сложной целевой совместной деятельности. Типы организаций различа- ются по: форме собственности, целям, производствен- ной направленности, масштабу охвата, сложности, способу и степени жесткости строения, степени фор- мализации отношений, средствам регуляции и т.д. Однако главное, что привлекает к социальной органи- зации внимание социологов, — наличие социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействий, куда входят виды, типы и формы вла- сти, лидерство, престиж, служебная карьера, возна- граждения, санкции, нормы и правила поведения.
Поскольку организации связаны прежде всего с деятельностью людей, а не с взаимодействием машин, сырья или технологий, их принято именовать соци- альными организациями. У организаций есть свое на- звание, устав, цели, сфера деятельности, порядок рабо- ты, штат сотрудников. Они напоминают миниатюрные общества. Различается лишь масштаб, ибо обществен- ная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная — из малых (высшей администрации, линейных и штаб- ных руководителей, низших управленческих чинов, рабочих и служащих). Организации свойственны иерар- хия — вертикальное расположение людей по рангам, и управление -— механизм, упорядочивающий взаимодей- ствие людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. Таким образом, иерархия описывает статику, а управление — динами- ку организации.
Графически управленческую структуру можно изобразить в виде пирамиды, в основании которой находится наибольшее, а на вершине — наименьшее количество социальных позиций (вакансий). В виде пирамиды изображают также и социальную иерархию, подчеркивая тем самым, что в обществе богатых все- гда меньше, а бедных — больше. Если соотношение богатых, зажиточных и бедных выразить в процентных