Глава 11. Власть, авторитет и лидерства

 

водства, сопровождаемая и высокой степенью учета интересов людей). Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, ру- ководители руководитель добивается того, что-под- чиненные сознательно приобщаются к целям орга- низации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность, т. е. произ- водственные успехи обусловлены наличием пре- данных своей работе людей)223 .

Несмотря на то, что поведенческий подход, несом- ненно, продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, же- лающего побудить людей к достижению целей органи- зации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения о существовании какого-то одного оптимального стиля руководства. Полученные в ходе многочисленных исследований данные послужи- ли основой для разработки программ подготовки лиде- ров. К работе привлекались специалисты, ученые, ис- следователи, консультанты, которые изучали различные организации, функционирующие в разных областях человеческой деятельности. Однако никто так и не смог установить четкую связь между эффективностью лиде- ра и основными чертами его поведения, с одной сторо- ны, и эффективностью производства и удовлетворени- ем от выполненной работы — с другой.

Это означало, что ни один стиль руководства не может считаться лучше других во всех случаях. В руко- водстве, как и в реализации управленческих функций, эффективный руководитель должен анализировать си- туацию, дабы определить соответствующий ей курс дей- ствий. Поэтому постепенно теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя,  но и на всю  ситуацию  в  целом.

Таким образом, третий подход к исследованию орга- низационного лидерства и руководства был связан с использованием ситуационной методологии224 (отсюда и его название — ситуационный подход) и основывался на принципиальном отказе от поиска единственно вер- ного стиля лидерства и рассмотрении последнего в кон- тексте совокупности условий, в которых протекает де- ятельность лидера, и типа решаемых им задач225 . В конце 1950-х годов А. Бевелас сформировал тезисы, заложив- шие основу ситуационного подхода к изучению феНоме- на организационного лидерства226 :


 

 

   Теоретический  раздел

• уникальность любой отдельно взятой организаци- онной структуры вынуждает учитывать ситуаци- онные факторы, влияющие на поведение лидера;

• в случае изменения ситуации невозможно опреде- лить,  какие качества лидера будут оптимальными и т. д.

В связи с признанием важности ситуационных факторов исследования в данной области стали при- нимать все более систематический характер: появились вероятностные модели (Ф. Фидлер); представления о природе ситуационного лидерства и подготовке лиде- ров к условиям постоянно меняющейся среды получи- ли развитие в работах В. Врума, Ф. Йеттона, Р. Хауса, Г. Митчела и др.22 7

Объем и задачи настоящего издания не позволяют нам детально рассмотреть и проанализировать все (или хотя бы большую часть) теорий, разработанных в рам- ках ситуационного подхода. Мы остановимся на трех основных моделях лидерства, дающих представление о сути этого подхода.

Одна из версий ситуационного подхода приме- нительно к изучению организационного лидерства была разработана Фредом Фидлером, предприняв- шим попытку определить эффективность лидерства, основывающуюся на взаимодействии между стилем лидерства и благоприятностью ситуации. В ходе ис- следований Фидлер выявил три фактора, влияющих на поведение руководителя:

1. Отношения между руководителем и членами кол- лектива (подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководите- лю и привлекательность личности руководителя для исполнителей). Таким образом, этот ситуационный фактор обусловливает возможность приятия или неприятия лидера данной группой.

2.

554
Структура задачи (подразумевает привычность за- дачи, четкость ее формулировки и структуризации). Здесь следует учитывать следующие составляющие: ясность цели (степень, с которой люди, выполняю- щие работу, знают ее цель и связанные с ней обя- занности); множественность траекторий достиже- ния цели (степень, с которой рабочие проблемы допускают многообразные процедуры решения); ве- рифицируемость решения (степень, с которой мож- но проверить «правильность» решений путем обра-


щения к авторитетному мнению, логической проце- дуре или обратной связи); специфичность решения (степень вариантности правильных решений).

3. Должностные полномочия (объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, оказываемой руководи- телю формальной организацией). Чтобы определить позицию власти лидера, следует ответить на сле- дующие вопросы228: 1) Может ли начальник ори- ентировать своего подчиненного на поощрение или наказание? Может ли начальник наказывать или поощрять подчиненного? Может ли начальник рекомендовать своих подчиненных для продвиже- ния по служебной лестнице и т. п.

Рассматривая лидерство как взаимодействие меж- ду властью и влиянием, модель пытается ответить на два основных вопроса:

1. До какой степени данная ситуация обеспечивает лидера властью и влиянием, необходимыми для осуществления эффективного руководства, или насколько благоприятны ситуационные факторы?

2. До какой степени лидер может предсказать эффек- тивность своего стиля поведения и влияние его на поведение  окружающих?

Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соот-

. ветствует свой стиль руководства, стиль того или ино- го руководителя остается в целом неизменным. По- скольку он исходит из предположения о том, что человек не может приспособить свой стиль руководства к си- туации* он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к его стилю руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, что приведет, в свою очередь, к высокой производительности и удов- летворенности подчиненных.

Автора вероятностной модели  интересовал вопрос о

том,  насколько  возможно  оценить  задатки  человека  стать лидером.  Для  этого  он  составил  шкалу  наименее  пред- почтительного  сотрудника  /  коллеги  (НПК),  стремясь выделить  два  типа  руководства:  1)  жесткий  контроль  и направление  действий;  2)  пассивное  координирование, и провел опрос. Суммарное      количество очков, которые возможно было набрать, колебалось от 18 до 144. Тот, кто


 

 


 

 

55G








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: