Непременный объект управления персоналом — развитие социальной среды организации. Эту среду образует сам персонал с его различиями по демогра- фическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что, так или иначе, определяет качество тру- довой жизни работников. Социальное развитие долж- но направляться в первую очередь на:
— совершенствование социальной структуры пер- сонала, его демографического и профессио-
нально-квалификационного состава, в том чис- ле регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и куль- турно-технического уровня;
— улучшение эргономических, санитарно-гигие- нических и иных условий работы, охраны тру- да и обеспечения безопасности работников;
- стимулирование средствами как материально- го вознаграждения, так и нравственного поощ- рения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результа- ты совместной деятельности;
— создание и поддержание в коллективе здоро- вой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгруппо- вых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуаль- ного и нравственного потенциала каждой лич- ности, удовлетворенности совместным тру- дом:
— обеспечение социального страхования работ- ников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;
— рост жизненного уровня работников и членов их семей.
Управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и рацио- нальному использованию потенциальных возможнос- тей организации, достижению ее главных целей. Уп- равление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяю- щих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания соци- альных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов.
Одна из наиболее важных разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созда- нием программ и методов повышения качества тру- довой жизни. Дж. Р. Хекман и Дж. Ллойд Саттл опре- деляют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности че- рез посредство их работы в этой организации». Высо-
коекачествотрудовойжизнидолжнохарактеризовать- ся следующим: