Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать рынок труда, источники рабочей силы и методы поиска кандидатов на имеющиеся вакансии. Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от направления деятельности организации, финансовых средств, выделяемых на подбор персона- ла, имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена данная вакантная должность. К внешним источникам подбора персонала относится все неопределенное количество людей, способных ра- ботать в организации, но не работающих в ней в насто- ящий момент. Среди них могут быть как люди из так называемых «списков ожидания», с которыми руково- дители организации и работники службы персонала уже встречались когда-то по вопросу трудоустройства, так и те, кому подобные встречи еще предстоят. Многие фир- мы и компании используют в качестве источника для найма людей местные центры занятости, агентства по найму; осуществляют самостоятельный поиск через средства массовой информации и т. п. Однако здесь есть одна тонкость: прежде чем принимать решение о под- боре новых сотрудников целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К такого рода средствам относятся: сверхурочная работа', повышение интенсивности труда; структурная реорганизация или использование новых схем производства; временный наем; привлечение для осуществления некоторых видов деятельности специализированных фирм.
|
|
Иногда в целях поднятия престижа должности, привлечения большого количества кандидатов, повыше- ния объективности решения о приеме на работу, демо- кратизации сферы управления персоналом, внедрения новых технологий кадровой работы, интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с принятыми кандидатами, формирования ко- манд используются механизмы конкурсного набора персонала, предполагающего наличие нескольких пре- тендентов, выставляющих на конкурс свою кандидату- ру, а также специальной конкурсной комиссии, кото- рой предоставляется право на основе положения о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения, оценить достоинства конкурсантов и принять решение
по итогам конкурса340. В таблице 2 представлены дос- тоинства и недостатки каждогоиз этих источников на- бора. 805
Таблица 2
Источники «а Недостатки
Внутренний компания знает
достоинства и своих работников, следовательно.
|
|
сокращаются затраты на наем;
работники видят
пример возможностей своих коллег;
улучшаются возможности
оценки рабочей «хватки»
выбор осуществляется из большего числа кандидатов; появляются новые идеи и приемы работы;
уменьшается вероятность возникновения интриг
- ухудшаются личные взаимоотношения работников; появляется
приводящая к застою новых идей
и изобретательской мысли;
- ухудшается отношение к человеку со стороны бывших коллег.
удлиняется период привыкания нового работника;
- ухудшается моральный климат в коллективе;
- деловые качест ва новых работников
точно не известны.
При анализе внешних источников найма выделя- ются некоторые интересные закономерности. Напри- мер, объявления в газетах почти одинаково эффективны для приглашения работников как с профессионально- технической, так и с управленческой ориентацией. Частные агентства по найму наиболее эффективны для набора работников управленческой, профессионально- технической и торговой Случайно зашедшие люди — хороший источник рабочей силы для заводов, предприятий бытового обслуживания, сферы канце- лярской деятельности.
• Критерии отбора, наиболее часто используемые работодателями
Большинство нанимателей пытается отбирать ра- ботников, судя о них по полученному ими формально- му образованию. При равных показателях работода- тели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень— низшей. Однако эти характерис- тики должны быть увязаны с успехами на работе, а