шить— верят ли они, что данное СХП сможет успешно конкурировать при соответствующей поддержке (улуч- шении характеристик товара, снижении цен, нахожде- нии новых каналов сбыта), или необходимо уйти с рынка. К «собакам» относят СХП с ограниченным объе- мом сбыта в сложившейся или сокращающейся отрас- ли. За длительное время пребывания на рынке этим СХП не удалось завоевать симпатии потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем пока- зателям (доле рынка, величине и структуре издержек, образу товара). Стратегия «собаки» заключается в ос- лаблении усилий на рынке или ликвидации (продаже). Организация, имеющая такое СХП, может попытаться временно увеличить прибыль путем проникновения на специальные рынки и сокращения обеспечивающего
обслуживания или уйти с рынка.
При использовании этой модели очень важно пра- вильно измерить темпы роста рынка и относительную долю организации на этом рынке. Оптимальной бизнес- стратегией является стратегия получения значительной доли рынка для бизнеса, находящегося в стадии зрело- сти своего жизненного цикла. Стратегическим сред- ством для этого является балансировка организацией своего бизнес-портфеля. Вместе с тем матрица, предло- женная Бостонской консультативной группой, строится на ряде таких теоретических допущений, которые в определенных случаях делают ее использование для анализа не бесспорным.
|
|
Будучи исторически первой, эта модель стратеги- ческого анализа и планирования испытала на себе всю силу критики со стороны как теоретиков, так и прак- тиков управления. Обобщая эту критику, можно сде- лать следующие замечания:
1) модель Бостонской консультативной группы строит- ся на весьма нечетком определении рынка (равно как и доли рынка) для бизнес-областей. Незначитель- ное изменение в определении может привести к зна- чительным изменениям в доле рынка, а также и к совсем иным результатам анализа.
2) в сравнении с другими параметрами бизнеса зна- чение доли рынка явно переоценено. Многие пере- менные оказывают влияние на прибыльность биз-
неса, но в данной модели они просто игнорируются.
3) модель перестает работать, когда ее пытаются применить в таких отраслях, где либо невысок уро- вень конкуренции, либо незначительны объемы производства.
4) высокие темпы роста — это только один, причем далеко не главный, признак привлекательности от- расли.
Выработка стратегии организации — не самоцель стратегического планирования: эта сложная и трудоем- кая работа приобретает смысл, если стратегия успешно реализуется в дальнейшем. Реализация выбранной стра- тегии предусматривает деятельность руководства, на- правленную на модернизацию (при необходимости) си- стемы управления, приведение ее в соответствие со стратегическими целями организационной структуры, выделение необходимых ресурсов, а также на подготов- ку персонала. К числу стратегических решений, прини- маемых на данном этапе, можно отнести: реконструкцию организации, внедрение новой продукции и технологий, организационные изменения правовой формы, структу- ры производства и управления, оплаты труда, выход на новые рынки сбыта, а также приобретение (слияние) организаций и др.
|
|
Для того чтобы контролировать процесс реализа- ции стратегии и быть уверенными в достижении по- ставленных целей, руководители организации вынуж- дены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.
Результатом функционирования системы стратеги- ческого планирования является совокупность взаимосвя- занных плановых документов. Система планов служит формой материализации плановой деятельности органи- зации, но не главным ее результатом. Главным является определение целей, стратегий, программ распределения ресурсов, которое позволяет организации встретить бу- дущие перемены во всеоружии. При этом главной пред- посылкой, лежащей в основе системы плана, является известный вывод теории управления (т. н. «закон необ- ходимого разнообразия»), согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма. Иными словами, система планов должна быть такой же комплексной как сама организация и внешние факторы, которые следует отразить в ней. Однако и это не все, стратегический менеджмент представляет собой не толь- ко разработку программы развития, но и принятие, а также выполнение (!) стратегических решений.
|