организации и находящихся под воздействием некон- тролируемых внешних факторов. Предметом стратеги- ческого планирования и управления являются:
1) проблемы, напрямую связанные с генеральными целями организации;
2) проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необ- ходим для достижения целей, но в настоящий мо- мент отсутствует или имеется в неполном объеме;
3) проблемы, связанные с неконтролируемыми вне- шними факторами.
Выделяют два основных конечных продукта стра- тегического управления: потенциал организации, обеспечивающий достижение ее целей в будущем, и внутренняя структура и организационные изменения, гарантирующие чувствительность организации к пе- ременам во внешней среде.
В заключение отметим, что в настоящее время выде- ляются два направления развития стратегического уп- равления. Первое — «регулярное стратегическое управ- ление» — представляет-собой дальнейшее логическое развитие стратегического планирования И состоит из двух взаимодополняющих друг друга подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реали- зации стратегии. По существу, суть этого направления — управление стратегическими возможностями организа- ции. Второе направление развития стратегического уп- равления называют «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так не- предсказуемы, что требуют немедленной и адекватной реакции, и организации просто не хватает времени на пересмотр своей стратегии: она вынуждена заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратеги- ческих задач одновременно.
|
|
Инновационный менеджмент
Одним из направлений стратегического управле- ния, осуществляемых на высшем уровне руководства организации, является инновационный менеджмент, цель которого заключается в определении основных
Практический раздел
тенденций научно-технической и производственной де- ятельности организации в следующих областях: разра- ботка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие произ- водства традиционных видов продукции; снятие с про- изводства устаревшей продукции и т. п.
Как это ни парадоксально, но в настоящее время Россия переживает «бум» новаторства; на смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие; идут процессы развития новых организацион- ных форм хозяйственной деятельности; формируются рынки ценных бумаг, капитала, инноваций, труда и т. п. И если в условиях централизованно управляемой эко- номики в странах бывшего социалистического лагеря понятие «инновационный менеджмент» практически не употреблялось, а в специальной литературе и докумен- тах, как правило, фигурировали термины «управление научно-техническим прогрессом», «внедрение достиже- ний науки и техники» и другие, сходные с ними, то сегодня в крупных организациях складываются вполне устойчивые сквозные механизмы управления иннова- ционной деятельностью, развиваются выделившиеся из общей системы интегрированные системы управления процессом инноваций от возникновения идеи до ее ре- ализации, при которых службы и отделы, занимающи- еся реализацией технической политики и управлением нововведениями, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры, и между ними налажена структура взаимодействия и координации. Таким обра- зом, разработка и внедрение нововведений превращаются в непрерывный управляемый процесс, при котором ин- новационные идеи интегрируются в перспективные про- изводственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.
|
|
Основной задачей инновационной деятельности является создание новых изделий (или услуг), которые станут основой будущей производственной деятельнос- ти организации. Инновационная деятельность и управ- ление ею (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логи- стикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия. Вместе с тем в организа- ции инновационная деятельность относительно обособ-
924 лена. Это связано с неопределенностью ее процессов,