II. Практический раздел


 


1028


 

6) сильно актуализируется потребность участников в диагностике  положения  дел  в  организации;

7) возникают навыки совместного решения иннова- ционных  проблем;

8) формируется потребность в деловом и межлично- стном  общении  участников  игры 437 .

Целью инновационной игры является отработка социально-психологических условий творческого пре- образования личности. Каждый участник должен пе- реосмыслить себя в творческом самораскрытии лич- ностного «я» в групповом  решении  инновационных задач. Это и есть высший уровень саморефлексии, который формируется в групповом осознании, осмыс- лении и переосмыслении своих профессиональных и личных возможностей. Группы отрабатывают модели реальной ситуации, модели желаемой ситуации и мо- дели идеальной ситуации, представляя смысловое гра- фическое изображение на  ватмановских  листах.

С помощью ИНИ можно получить результаты не- скольких типов:

а) содержательные — идеи, решения сложных или слабо структурированных социальных проблем, проекты  и  программы  реализации  проектов;

б) социальные — консолидированные группы, коман- ды руководителей и специалистов, ориентирован- ные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;

в) учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений;

г) психологические — лучшее понимание себя и дру- гих людей, устойчивая ориентация на личностное развитие и непрерывное увеличение своего твор- ческого  потенциала;

д) духовные — участники игры могут по-новому  осоз- нать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные  ценности;

е) энергетические — приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение социальной активности за счет возник- новения общего биополя группы438 ;

ж)эстетические;

з) методологические — создание новых методов уп- равления и самоорганизации участниками своей деятельности.


Таким образом, инновационные игры направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, однако, новизна не является само- целью. Главное, чтобы участники, не видевшие рань- ше реалистичного способа разрешения своих проблем, нашли его в ходе работы.

Инновационная игра организуется в соответствии со следующими принципами:

1) системности — игра программируется и реали- зуется как целостная система человеческой дея- тельности;

2) коллективной ответственности — результаты игры в равной степени зависят как от заказчика, так и от команды консультантов;

3) единоначалия — руководитель игры держит в поле внимания всю игру в целом. Более того, подготов- ка инновационной игры должна базироваться на посылке: «Игра -разрабатывается для высшего ру- ководства», которое рассматривается в качестве проводника перемен;

4) самопрограммирования —-позволяет вводить по инициативе участников новые правила, выбирать формы  и  методы  работы;

5) саморазвития   —  инновационные  игры  постоянно

«развивают себя». Каждая последующая игра не похожа на предыдущую, включает в принципы соб- ственной организации новые подходы, концепции, идеи и апробирует их;

6) контролируемой борьбы — заключается в сорев- новательности взаимодействия участников, а так- же использовании (в случае необходимости)" кон- структивного конфликта;

7) развивающего  обучения:  ИНИ   ориентирована не: только на поиск новых конкретных решений или обучение  участников  методам  самостоятельного решения проблем, но и на развитие самой лично- сти участников.

Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и динамикой группо- образования. В качестве алгоритма используется пред- ложенная  B.C.  Дудченко  «технология  решения  про- блем», включающая в себя восемь процедур:       1029


1) диагностику  задачи;






II. Практический раздел


 

 


1030


2) анализ ситуации (в итоге создается схематический, графический и иллюстративный образ реальной ситуации);

3) формулирование  проблем;

4) определение  целей;

5) выработку  решений;

6) разработку проекта (т.е. модели решения пробле- мы; по правилам игры, группа обязана принимать только те решения, которые могут быть реализова- ны  самими  участниками);

7) формирование  программы  реализации  проекта;

8) практическое  осуществление  программы439 .

В процессе проведения инновационных игр особое внимание уделяется формированию рабочих групп (как правило, формируются 5 — 8 групп но 7—8 человек). Основные требования к формированию групп таковы: группы должны быть приблизительно равны по своим возможностям; состоять из участников, разных по воз- расту, полу, профессии и опыту; представители конф- ликтующих  сторон  включаются  в  одну  группу.

В инновационной игре используются различные средства осуществления соответствующих видов дея- тельности. Для получения  содержательного  результа- та — решения проблемы — используются технология группового решения проблем, система особых техник мыслительной работы, а также эвристические методы выработки новых идей.  Эти  средства относятся к клас- су мыслетехнических средств. Одной из совокупности мыслетехнических средств организации рабочего про- цесса является в ИНИ технология группового  реше- ния  проблемы,  представляющая  собой  набор  процедур и операций, выполнение которых обеспечивает содер- жательное решение стоящей перед участниками пер- вичной  задачи.

Для организации интенсивной групповой динами- ки и создания  творчески  работающей на семинаре и на практике группы используются социотехнические (группотехнические) средства. Социотехнические средства — это прежде всего техники групповой, меж- групповой и общегрупповой работы. Специфика груп- повой работы состоит в организации взаимодействия между участниками и работе с противоречиями пози- ций одного или разных участников. Межгрупповая работа проводится в основном в форме дискуссий, содержанием  которых  выступают  результатыгруппо-


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: