1028
6) сильно актуализируется потребность участников в диагностике положения дел в организации;
7) возникают навыки совместного решения иннова- ционных проблем;
8) формируется потребность в деловом и межлично- стном общении участников игры 437 .
Целью инновационной игры является отработка социально-психологических условий творческого пре- образования личности. Каждый участник должен пе- реосмыслить себя в творческом самораскрытии лич- ностного «я» в групповом решении инновационных задач. Это и есть высший уровень саморефлексии, который формируется в групповом осознании, осмыс- лении и переосмыслении своих профессиональных и личных возможностей. Группы отрабатывают модели реальной ситуации, модели желаемой ситуации и мо- дели идеальной ситуации, представляя смысловое гра- фическое изображение на ватмановских листах.
С помощью ИНИ можно получить результаты не- скольких типов:
а) содержательные — идеи, решения сложных или слабо структурированных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов;
б) социальные — консолидированные группы, коман- ды руководителей и специалистов, ориентирован- ные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;
в) учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений;
г) психологические — лучшее понимание себя и дру- гих людей, устойчивая ориентация на личностное развитие и непрерывное увеличение своего твор- ческого потенциала;
д) духовные — участники игры могут по-новому осоз- нать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;
е) энергетические — приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение социальной активности за счет возник- новения общего биополя группы438 ;
ж)эстетические;
з) методологические — создание новых методов уп- равления и самоорганизации участниками своей деятельности.
Таким образом, инновационные игры направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, однако, новизна не является само- целью. Главное, чтобы участники, не видевшие рань- ше реалистичного способа разрешения своих проблем, нашли его в ходе работы.
Инновационная игра организуется в соответствии со следующими принципами:
1) системности — игра программируется и реали- зуется как целостная система человеческой дея- тельности;
2) коллективной ответственности — результаты игры в равной степени зависят как от заказчика, так и от команды консультантов;
3) единоначалия — руководитель игры держит в поле внимания всю игру в целом. Более того, подготов- ка инновационной игры должна базироваться на посылке: «Игра -разрабатывается для высшего ру- ководства», которое рассматривается в качестве проводника перемен;
4) самопрограммирования —-позволяет вводить по инициативе участников новые правила, выбирать формы и методы работы;
5) саморазвития — инновационные игры постоянно
«развивают себя». Каждая последующая игра не похожа на предыдущую, включает в принципы соб- ственной организации новые подходы, концепции, идеи и апробирует их;
6) контролируемой борьбы — заключается в сорев- новательности взаимодействия участников, а так- же использовании (в случае необходимости)" кон- структивного конфликта;
7) развивающего обучения: ИНИ ориентирована не: только на поиск новых конкретных решений или обучение участников методам самостоятельного решения проблем, но и на развитие самой лично- сти участников.
Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и динамикой группо- образования. В качестве алгоритма используется пред- ложенная B.C. Дудченко «технология решения про- блем», включающая в себя восемь процедур: 1029
1) диагностику задачи;
II. Практический раздел
1030
2) анализ ситуации (в итоге создается схематический, графический и иллюстративный образ реальной ситуации);
3) формулирование проблем;
4) определение целей;
5) выработку решений;
6) разработку проекта (т.е. модели решения пробле- мы; по правилам игры, группа обязана принимать только те решения, которые могут быть реализова- ны самими участниками);
7) формирование программы реализации проекта;
8) практическое осуществление программы439 .
В процессе проведения инновационных игр особое внимание уделяется формированию рабочих групп (как правило, формируются 5 — 8 групп но 7—8 человек). Основные требования к формированию групп таковы: группы должны быть приблизительно равны по своим возможностям; состоять из участников, разных по воз- расту, полу, профессии и опыту; представители конф- ликтующих сторон включаются в одну группу.
В инновационной игре используются различные средства осуществления соответствующих видов дея- тельности. Для получения содержательного результа- та — решения проблемы — используются технология группового решения проблем, система особых техник мыслительной работы, а также эвристические методы выработки новых идей. Эти средства относятся к клас- су мыслетехнических средств. Одной из совокупности мыслетехнических средств организации рабочего про- цесса является в ИНИ технология группового реше- ния проблемы, представляющая собой набор процедур и операций, выполнение которых обеспечивает содер- жательное решение стоящей перед участниками пер- вичной задачи.
Для организации интенсивной групповой динами- ки и создания творчески работающей на семинаре и на практике группы используются социотехнические (группотехнические) средства. Социотехнические средства — это прежде всего техники групповой, меж- групповой и общегрупповой работы. Специфика груп- повой работы состоит в организации взаимодействия между участниками и работе с противоречиями пози- ций одного или разных участников. Межгрупповая работа проводится в основном в форме дискуссий, содержанием которых выступают результатыгруппо-