Глава 8. Деловые игры в сфере управления

тивны игры этого типа при карьерном обучении. Глав- ные достоинства плановых игр состоят в том, что при их использовании видны последствия принимаемых решений и действий; приобретается опыт, приближен- ный к реальности, конкретным ситуациям на рабочих местах; формируется умение эффективно использовать в дальнейшем принцип проб и ошибок, своевременно исправлять допущенные ошибки и извлекать из них полезные уроки на будущее; выявляются трудности на пути решения комплексных организационных проблем, определяются оптимальные способы их преодоления и разрабатывается общая модель действий по дости- жению цели.

В силу этих и некоторых других достоинств плано- вые игры имеют, несмотря на свою относительную дороговизну, достаточно широкое применение в управ- лении персоналом и менеджменте вообще.

Метод групповых дискуссий сочетает отдельные свойства и функции тестов и деловых игр. Суть этого метода заключается в том, что большому количеству испытуемых (например, претендентам на вакантную должность) дается одинаковое задание, которое они должны выполнить индивидуально и соответственно зафиксировать. Затем посредством группового обсуж- дения испытуемые должны принять общее решение. Проанализировав индивидуальные и коллективное решения, а также поведение участников дискуссии, руководитель (или группа экспертов) может оценить как индивидуальный потенциал испытуемых, так и их способности аргументированно отстаивать свою точку зрения, убеждая в ее правильности других.

В последние десятилетия в управлении персона- лом широко распространился метод (изучения) кон- кретной ситуации, наиболее полно воплощающий си- туационный подход к управлению. Главная идея этого подхода — базируясь на целях, ценностях и нормах организации, действия руководителя (равно как и дру- гих сотрудников) должны исходить из конкретной, реально существующей ситуации, учитывать ее важ- нейшие  параметры  и  их  изменения.  В  деловой  Игре

«метод конкретной ситуации» реальное положенде организации отображается в форме деловой ситуации, т.е. имитации реальной ситуации из жизни организа- ции или искусственно созданной ситуации, воссозда- ющей типичные проблемы, возникающие в организа- ционной жизни. Иными словами,  деловая  ситуация


представляет собой перечень релевантных данных об организации, ее окружающей среде, положении (долж- ности) действующего лица и его задачах.

Описание ситуации включает следующую инфор- мацию: о субъекте — личности, группе или организа- ции,  --  занимающем  центральное  место  в  ситуации (описание субъекта может проводиться  в различных формах: в виде целей и стратегии субъекта или факти- ческой информации о его деятельности); о партнерах, конкурентах и (или) других действующих лицах, с кото- рыми взаимодействует субъект ситуации; об условиях, в рамках которых существует и изменяется ситуация.

Деловая ситуация должна быть близка к реально- сти, поскольку без этого нельзя добиться естественно- сти действий обучаемых. Существует несколько типов конкретных ситуаций (кейсов)432 . С точки зрения ре- зультата игры они делятся на проблемные и проек- тные. В проблемных ситуациях результатом действий является определение и формулирование основной проблемы (проблемного поля), а также оценка слож- ности ее решения. По источнику информации кейсы подразделяются на описывающие-реальные ситуации и искусственно сконструированные в учебных целях или для проработки гипотетических проблем.

С помощью метода конкретной ситуации выраба- тываются умения и навыки индивидуального или груп- пового решения поставленных задач. Важными досто- инствами его являются высокая приближенность к реальной жизни организации, сравнительно неболь- шие финансовые и временные затраты, быстрота про- ведения игры, многовариантность и многоцелевой ха- рактер использования.

В последние годы во многих странах, в том числе и в России, широкое применение получает такая ти- пичная разновидность метода конкретной ситуации, как «кейс-стади» (дословно «изучение ситуаций»)- Временная ограниченность кейс-стади обусловлена заданностью ситуации. В отличие от многих других деловых игр, поведение участников кейс-стади привя- зано к одной или нескольким заданным ситуациям. Наибольший эффект использование кейс-стади дает при работе с руководителями и другими участниками трудовой деятельности: в этом случае можно констру- ировать игровые ситуации, непосредственно воссозда- ющие повседневную обстановку данной организации или же типичные для ряда  предприятий проблемы.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: