Имитационные и репрезентационные игры
В настоящее время принято различать два типа игр, соответствующих двум поколениям разработок: дело- вые (или имитационные) игры и игры открытого типа (или репрезентационные игры). Деловой (имитацион- ной) игрой называют игру, которая позволяет исследо- вать социальную систему путем эксперимента с ее моделью, воспроизводящего функционирование систе- мы во времени. Участники имитационной игры прини- мают в предложенной ситуации определенные реше- ния, имитируя выполнение заранее распределенных ролей и реагируя на действия участников, исполняю- щих другие роли. Учитывая реакцию последних, игро- ки принимают новые решения, и, таким образом, цикл повторяется. Участники игры имеют возможность уви- деть долгосрочные последствия своих действий. По окончании игры проводятся анализ и обсуждение иг- ровых этапов, восстанавливается порядок действий каждого участника, оценивается — с различных точек зрения (отдельного игрока, имитируемых отделов орга- низации, системы.в целом) — правильность принятых им решений. Полученные сведения обобщаются, в результате чего выделяются цепочки причинно-след- ственных связей. Для проведения имитационной игры необходима обширная техническая документация, включающая,в себя характеристику объекта имитации, пояснительную записку, техническое задание, матери- алы по изучаемой проблеме, сценарий проведения игры, описание игровой обстановки, описание алгорит- мов поведения участников, проспект игры, руководство администратору — ведущему игры, инструкции игро- кам, руководство по ведению игровой обстановки, про-
|
|
эксперимента; отчет об эксперименте.
В основе игр открытого типа лежит репрезентаци-' онное моделирование, а это значит, что возникающие при проведении игры ситуации рассматриваются как фрагменты существующих в организациях, членами которых являются игроки, стереотипов поведения и способов решения проблем. Эти стереотипы и способы становятся предметом рассмотрения как представляю- щие (репрезентирующие) деятельность организации. В ходе такого рассмотрения происходит объективизация неосознаваемых организационных технологий, и после того как участники убедятся, что возможны другие под-
ходы, у них открывается возможность саморазвития. 1021
1022
II. Практический раздел
При проведении же имитационных игр участники имеют дело не с реальными ситуациями, а с моделями, построенными игротехником.
Сравнение имитационной и репрезентационной игр можно провести по нескольким соотносительным характерным критериям 433 .
|
|
Приоритет в создании деловых (имитационных) игр принадлежит нашей стране. Первая деловая игра была разработана в СССР в конце 1931 г. специалис- тами Ленинградского инженерно-экономического ин- ститута. Тема игры -- «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде», сокращенно — цеха». Игра продолжалась два дня, в ней приняли участие 24 человека. Ее результаты стали основой проведения экономических экспериментов в последу- ющей деловой практике. Подобная игра была проведе- на в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач». Таким образом, была организована целая серия игро- вых экспериментов, названных «организационно-про- изводственными испытаниями». В 1933—1934 гг. были разработаны и проводились игры, связанные с внедре- нием промышленных диспетчерских служб. Стоит от- метить, что первые деловые игры не были ориентиро- ваны на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений.
В 1938 г. деловые игры в СССР были фактически запрещены, а их разработчики подвергнуты репресси- ям. В 1950-е гг. к идее создания деловых игр пришли американские специалисты, использовавшие их в целях обучения студентов-экономистов и будущих руководите- лей фирм. В СССР к деловым играм вернулись после Второй мировой войны. Возобновление интереса к ним было связано с именем и деятельностью профессора Ленинградского государственного университета И.М. Сыроежина. В 1972 г. в одном из отраслевых инсти- тутов повышения квалификации была создана первая ка- федра деловых игр под руководством профессора Р.Ф. Жукова. Серьезные заделы в этой области были накоплены сотрудниками Новосибирского государ- ственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского финансово-экономического института (С.Г. Гидрович), Ленинградского института методов уп- равления (А.Л. Липшиц), Ленинградского областного совета научно-технических обществ (М.М. Бирштейн), Киевского инженерно-строительного института (В.И. Рыбальский).
Таблица 1
Критерии сравнения | Имитационные игры | игры |
1. Характер задания правил игры и ролей участников | Жесткий | Нежесткий, свободный |
2. Способ информационного обеспечения игры | Требует обширной цифровой и другой информации | Не требует незнакомой участникам информации (т.е. каждый знаком с решаемой проблемой) |
3. Степень личной включенности участников игры | Включенность в рамках заданной роли | Полная личностная включенность |
4. Способность игры к саморазвитию | Закрытая для развития, имеет завершенную форму | Открытая, саморазвивающаяся |
5. Характер принимаемых в ходе решений | Правильные решения известны заранее ипредопределены | Решения неизвестны |
6. Основная функция игры | Обучающая | Развивающая |
7. Ориентация на выработку данных | В стандартных ситуациях | В ситуациях с высокой ' степенью неопределенности, сложных, нестандартных ситуациях |
8. Тип моделирования | Имитационный | Репрезентационный |
1024