ности, определяющими ее профессиональный ус- пех: при разработке тестов далеко не всегда удает- ся однозначно «перевести» тестовые задания (ин- дикаторы черт) в конкретные качества личности, а последние — в факторы трудовых достижений;
• результаты тестов обычно оценивают лишь акту- альные, т.е. существующие в данный момент, ка- чества; в то же время большинство характеристик личности и ее поведения подвержены изменени- ям, порой достаточно динамичным;
• квалифицированное использование тестов требу- ет соответствующей психодиагностической и эти- ческой подготовки тестирующего;
• применение тестов может вызывать у испытуемых страх, искажающий результаты тестирования;
• публичное объявление результатов тестирования может задевать чувство собственного достоинства аутсайдеров, компрометировать их в глазах окру- жающих и тем самым осложнять отношения в кол- лективе.
Существует строго математизированная, экспери- ментальная, правда, малоизвестная в нашей стране наука — «тестология», позволяющая вполне однознач- но установить, какой тест можно считать хорошим, а какой — плохим. В развитых странах все профессио- нальные и психологические тесты проходят сертифи- кацию - независимую экспертизу специалистами. В некоторых случаях эти специалисты объединены в национальную психологическую ассоциацию, в дру- гих — в специализированную тестологическую ассо- циацию. К сожалению, в России подобная организа- ция дела находится пока в зачаточном состоянии.
|
|
Тесты могут быть полезными только при условии их грамотного применения подготовленными к этому специалистами. Избегать проблем и получать объек- тивные результаты помогают общие правила тестиро- вания, к которым относятся следующие^8:
• любое сложное тестирование должно проводиться при участий специалиста по психодиагностике;
• человека нельзя подвергать психологическому об- следованию обманным путем или против его воли: недопустимы никакие формы прямого или косвен- ного принуждения;
• перед проведением тестирования испытуемого не- обходимо предупредить о том, что в ходе исследо*