зенка и Р. Кеттелла (эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением ис- пытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения); тесты «с карандашом и бумагой», используемые, например, для диагностики внимания (вычеркива- ние определенных букв в тексте);
тесты, основанные на экспертной оценке пове- денческих проявлений испытуемых, например, активно использовавшаяся советскими психолога- ми методика ГОЛ — групповой оценки личности.
Классификация тестов
В управлении персоналом используется широкий спектр тестов, разнообразные классификации которых приводятся в специальной литературе. Простейшие из них относятся к конструкции, форме заданий и тесто- вой методике в целом. Так, в зависимости от формы ответов тесты делятся на свободные, структуриро- ванные (со связными ответами), шкалированные, гра- фические тесты и тесты с пробелами. Каждый из этих типов тестов имеет свои достоинства и недостатки. Так, сильной стороной свободных тестов (предполагающих ответы или действия, содержание которых определяет сам испытуемый) — они могут быть в форме вопросов (например: «Напишите, какие концепции организаци- онного лидерства Вы знаете?»), дополнения предложе- ния (например: «Как правило, в организации можно выделить 5 уровней конфликта: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой и
...»), свободных действий (например: рисование в про- ективных тестах) и исправления ошибок — являются легкость формулировки вопросов и, как следствие, низкие временные и иные расходы на подготовку ис- следовательских методик этого типа. Слабость их со- стоит в трудной оценке и интерпретации полученных результатов. Сильная сторона структурированных те- стов (тестов со связанными ответами) — они содержат ответы в формах: «да» — «нет»; правильного ответа (по типу: «Подчеркните правильный ответ в высказывании
«...»); лучшего ответа (по типу: «Выберите наиболее точный ответ...»); идентификации — состоит в легко-
сти оценки. Вместе с. тем в этом случае 1055
раздел
опасность угадывания ответов и, кроме того, для тес- тов этого типа характерны трудоемкость при разработ- ке формулировок и значительные подготовительные расходы в целом.
Гораздо более сложной является классификация тестов по исследуемому объекту. С этой точки зре- ния тесты можно разделить на три самостоятельные группы:
• индивидуальные — с их помощью выявляются ка- чества отдельных индивидов;
• социально-психологические (прежде всего изомет- рические) — объектом анализа являются межлич- ностные отношения в малой группе;
• ситуационные — изучается поведение человека в определенной ситуации.
В свою очередь, индивидуальные тесты делятся на: личностные тесты и тесты Первые призваны определять независимые от ситуации и по- стоянные во времени качества человека. В отличие от тестов способностей, ориентированных на выполнение испытуемым поставленного задания, достижение вы- соких результатов, они рассчитаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляющую его отно- сительно стабильные черты (темперамент, агрессив- ность, тревожность, уровень притязаний, самооценка и т.п.). Главное назначение тестов этого типа состоит в выявлении того, как человек ведет себя в определен- ных ситуациях или решает некоторый круг проблем. Личностные тесты могут выявлять уровень выражен- ности каждой характеристики (например, тест Кеттел- ла) или по совокупности данных относить человека к тому или иному типу (например, тест Майерс-Бриггс).
Эти тесты включают: субъективные тесты (лично- стные опросники и тесты интересов и склонностей), объективные и проективные тесты. В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен испы- туемому. Поэтому в случае неискренности он может повлиять своими ответами на результат и исказить ого. Помешать этому призваны вопросы-фильтры на ис- кренность (ложь). Если, стремясь создать о себе хоро- шее впечатление, испытуемый превышает в своих от- ветах допустимый предел возможной неискренности, то результаты теста считаются недействительными. Ши- роко распространенная разновидность субъективных тестов —- личностные опросники, содержащие комплекс вопросов, ориентированных на общую цель.
Глава В. Применение тестов в управлении
В зависимости от целей различаются многофакторные (дающие разностороннюю комплексную оценку психо- логических качеств личности), однофакторные (выясня- ющие отдельные устойчивые особенности человека, например, его темперамент)' и проективные тесты-оп- росники. Тесты на интересы и склонности исследуют предпочтения испытуемого к определенным видам де- ятельности и ситуациям, структуру мотивации и диспо- зиции личностей сотрудников.
Диспозиция личности — это фиксированная в ее социальном опыте предрасположенность восприни- мать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготов- ленность действовать в определенных условиях определенным образом. Этим понятием объединяют разнообразные потребностно-мотивационные струк- туры субъекта, которые, так или иначе, регулируют его социальное поведение450. Личностные диспози- ции образуют иерархически организованную систе- му, вершину которой составляет общая направлен- ность интересов и система ценностных ориентации, средние уровни — система обобщенных социальных установок («аттитюдов») в отношении многообразных социальных объектов и ситуаций, а нижние — ситу- ативные социальные установки как готовность к оценке и действию в максимально конкретизирован- ных социальных условиях деятельности. Регистрируя диспозиции личности, мы тем самым получаем ин- формацию о возможной направленности поведения людей в определенных условиях. Однако крайне важно иметь в виду, что разные диспозиционные об- разования обладают в отношении возможного пове- дения различной «прогностической силой».
Система ценностных ориентации указывает на на- правленность интересов личности в отношении наибо- лее важных (в субъективном восприятии) видов деятель- ности и способов их реализации. Знание о ценностной системе — неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или сравнительно нецелеустремленного, как хорошо или трудно поддающегося «оперативной» социальной регу- ляции. Методики выявления системы ценностных ори- ентации многообразны. Одна из них, предложенная М. Рокичем и адаптированная к российским условиям, состоит в том, что обследуемым предлагается последо- вательно ранжировать 18 наименований терминальных
34 Социология управления