вания он невольно может сообщить такую инфор- мацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;
• любой человек (за исключением случаев, оговорен- ных, законом) имеет право знать результаты своего тестирования: итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование; ознакомление с ре- зультатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испы- туемых каких-либо опасений;
• результаты тестирования не должны травмировать исследуемого или снижать его самооценку, поэто- му их следует сообщать в ободряющей форме, со- провождая по возможности конструктивными ре- комендациями;
• испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его резуль- татов;
• тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования;
• информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназна- чается; тестирующий обязан обеспечить конфиден- циальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах.
|
|
Помимо вышеперечисленных правил, обеспечива- ющих эффективность процедуры тестирования, особые требования предъявляются и к тестирующему. Обще- известно, что эффективность тестирования во многом зависит не только от соответствующих знаний, но и от личностных качеств проводящего его человека. Важ- ными для профессионального тестирования качества- ми являются: общительность и коммуникабельность; динамичность и гибкость поведения; эмоциональная сдержанность и терпимость; профессиональный такт (основой которого является прежде всего соблюдение профессиональной тайны и деликатность); умение дер- жать линию поведения; эмпатия (т.е. готовность и спо- собность проникнуться чувствами и переживаниями других людей и тем самым эмоционально понять их); умение привлекать других людей к активному сотруд- ничеству, совместному анализу и решению проблем, а также конфликтологическая грамотность. 1053
Практический раздел
В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре основных этапа, учет особен- ностей которых во многом определявт успех использо- вания этого метода:
1) выбор тестовых методик (ознакомление с мето- диками и их проверка на предмет соответствия це- лям исследования и удобности применения);
|
|
2) инструктирование испытуемых (разъяснение им целей и задач тестирования, порядка выполнения тестовых заданий и поведения во время их выпол- нения);
3) контроль за выполнением заданий;
4) интерпретация результатов и подведение ито- гов тестирования.
Еще одним непременным условием эффективнос- ти тестирования является учет особенностей различ- ных типов тестов. По предмету исследования можно выделить три класса тестов:
а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств лич- ности (одно из направлений современной психо- логии личности (дифференциальная психология) целиком опирается на использование приемов психодиагностики);
б) личностные — специальные тесты, предназначен- ные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответствен- ности, самоконтроля и т.п.);
в) групповые, предназначенные для диагностики груп- повых психических процессов — уровня сплочен- ности групп и коллективов, особенностей группо- вого психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давления» груп- пы на ее членов и др.
Особенности психологических тестов определяют- ся и спецификой применяемой техники. С точки зре- ния технических приемов обычно выделяют четыре разновидности тестов:
а) так называемые объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испы- тания (например, измерение кожно-гальваничес- кого рефлекса, служащее индикатором эмоцио- нального состояния);
б) опросные методики или субъективные тесты, та- например, как общеличностные тесты Г. Аи-