Глава 3. Применение тестов в управлении

вания он невольно может сообщить такую инфор- мацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;

• любой  человек  (за  исключением  случаев,  оговорен- ных, законом) имеет право знать результаты своего тестирования:  итоговые  данные  в  доступной  для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование;  ознакомление с ре- зультатами  тестирования  должно  исключать  их неправильное толкование или появление у испы- туемых  каких-либо  опасений;

• результаты тестирования не должны травмировать исследуемого или снижать его самооценку, поэто- му их следует сообщать в ободряющей форме, со- провождая по возможности конструктивными ре- комендациями;

• испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его резуль- татов;

• тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход  к  процедуре  и  результатам  исследования;

• информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназна- чается; тестирующий обязан обеспечить конфиден- циальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах.

Помимо  вышеперечисленных  правил,  обеспечива- ющих  эффективность  процедуры  тестирования,  особые требования  предъявляются  и  к  тестирующему.  Обще- известно,      что эффективность  тестирования  во  многом зависит  не  только  от  соответствующих  знаний,  но  и  от личностных                        качеств            проводящего      его человека. Важ- ными для         профессионального    тестирования качества- ми      являются: общительность и коммуникабельность; динамичность             и         гибкость поведения;      эмоциональная сдержанность и        терпимость;    профессиональный  такт (основой    которого       является   прежде всего   соблюдение профессиональной  тайны  и  деликатность);  умение  дер- жать линию поведения; эмпатия  (т.е. готовность и спо- собность проникнуться чувствами и переживаниями других людей и тем самым эмоционально понять их); умение  привлекать  других  людей  к  активному  сотруд- ничеству,  совместному  анализу  и  решению  проблем,  а также конфликтологическая грамотность.                                1053


 

Практический раздел

В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре основных этапа, учет особен- ностей которых во многом определявт успех использо- вания  этого  метода:

1) выбор тестовых методик (ознакомление с мето- диками и их проверка на предмет соответствия це- лям  исследования  и  удобности  применения);

2) инструктирование испытуемых (разъяснение им целей и задач тестирования, порядка выполнения тестовых заданий и поведения во время их выпол- нения);

3) контроль  за  выполнением  заданий;

4) интерпретация результатов  и  подведение  ито- гов  тестирования.

Еще одним непременным условием  эффективнос- ти тестирования является учет особенностей различ- ных типов тестов. По предмету исследования можно выделить  три  класса  тестов:

а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств лич- ности (одно из направлений современной психо- логии личности (дифференциальная психология) целиком опирается на использование приемов психодиагностики);

б) личностные — специальные тесты, предназначен- ные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответствен- ности,  самоконтроля и т.п.);

в) групповые, предназначенные для диагностики груп- повых психических процессов — уровня сплочен- ности групп и коллективов, особенностей группо- вого психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давления»  груп- пы  на  ее членов  и др.

Особенности психологических тестов  определяют- ся и спецификой применяемой техники. С  точки  зре- ния технических приемов обычно выделяют четыре разновидности  тестов:

а) так называемые объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испы- тания (например, измерение кожно-гальваничес- кого рефлекса, служащее индикатором эмоцио- нального  состояния);

б)   опросные  методики  или  субъективные  тесты,   та- например,  как общеличностные тесты  Г. Аи-


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: