Глава 8. Деловые игры в сфере управления

вых играх проверяется и резерв на выдвижение, и существующий кадровый состав руководителей), орга- низация ансамблевых деловых игр  как непрерывного цикла обучения руководителей на предприятии с пос- ледующим отрывом от производства на недельный срок (как правило, руководителям предприятия предлагают- ся четыре взаимосвязанные деловые игры, на которых они учатся организационной культуре управления. В те- чение недели они обобщают результаты проведенных игр и одновременно готовят выпускную деловую игру, которую проводят на своем предприятии собственны- ми  силами.  Такой  подход  предполагает  ускоренное обучение                    руководителей  организационной  культуре управления  и  дает  им  возможность  внедрять  органи- зационную методику игры в их собственную управлен- ческую  практику.  В  этом  случае  —  вследствие  от- работки  процедур  обмена  мнениями  и  оценивания  . различных мнений команд — происходит демократи- зация управленческого       труда руководителей). Отметим особо, что различные способы проведения ансамбле- вых игр дают гораздо больший эффект в достижении конечного результата, чем учебно-ролевые игры в школах менеджеров,  где обучают руководителей-«оди- ночек», оторванных от своих коллег и сотрудников.

В процессе разработки игровой концепции спе- циалисты-консультанты должны опираться на опре- деленные критерии. Этих критериев шесть: первый — базовый, четыре следующих — фронтальные, послед- ний — результирующий445 . Перечислим их: массо- вость творческого поиска  (инициативы  предлагают все); сопрягаемость усилий (участвуют все команды); комплексность в решении возникающих проблем (инициативы объединяются в узловые проблемы); уни- версальность поиска (инициативный поиск ведется по всем направлениям); гласность информации (откры- тость принятия управленческих решений); взаимовы- годность инициатив (отбор наиболее важных, с точки зрения оперативности  и  перспективности  постигро- вого  эффекта,  решений).

Отслеживая переживания участников  ансамбле- вых игр по их высказываниям, можно выделить следу- ющие группы постигровых эффектов:

1) «дефицит общения», когда игра окончена, но рас- ходиться никто не хочет;

2) «изнанка»: участники увидели себя и свою фирму

такими, какие они есть;                                     1043


3) «голый  король»:  участники  убедились в  слабости

той   команды,  которая  казалась   сильной;

4) «холодный душ»:  участники  осознали  необходи- мость  более  серьезного  подхода  к  управлению;

5) «открытые двери»: участники игры  заново сблизи- лись друг с другом;

6) «зеркало»:  участники  игры  увидели себя и других в  деле,  глубже  осознав,  кто  есть  кто;

7) «перенастройка»: участники осознали важность и необходимость  подобных  мероприятий;

8) «эффект команды»: «Мы вместе прожили игру».

Стоит отметить схожесть постигровых эффектов инновационных и ансамблевых игр. Разница заключа- ется в том, что в ИНИ основным эффектом является проявление инновационного мышления, а в АИ — со- здание ансамбля единомышленников. Эффективность ансамблевой деловой игры оценивается не по степени преодоления психологических барьеров к нововведе- ниям, как это было в ИНИ, а по степени осмысления делового сотрудничества команд. Ансамблевые игры являются одним из самых эффективных средств созда- ния команд, обучения людей совместной работе. Они концентрируются прежде всего на выигрышах и про- игрышах, позволяя участникам включать экономичес- кое мышление.

В настоящее время в России создана и работает Ассоциация разработчиков деловых игр и социально- имитационных методов, объединяющая в своих рядах более 400 специалистов в области деловых игр. Отече- ственные специалисты участвуют в международных встречах, например в работе ежегодных семинаров Международной ассоциации по имитационному моде- лированию  и  играм.


 

 





Глава 9


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: