вых играх проверяется и резерв на выдвижение, и существующий кадровый состав руководителей), орга- низация ансамблевых деловых игр как непрерывного цикла обучения руководителей на предприятии с пос- ледующим отрывом от производства на недельный срок (как правило, руководителям предприятия предлагают- ся четыре взаимосвязанные деловые игры, на которых они учатся организационной культуре управления. В те- чение недели они обобщают результаты проведенных игр и одновременно готовят выпускную деловую игру, которую проводят на своем предприятии собственны- ми силами. Такой подход предполагает ускоренное обучение руководителей организационной культуре управления и дает им возможность внедрять органи- зационную методику игры в их собственную управлен- ческую практику. В этом случае — вследствие от- работки процедур обмена мнениями и оценивания . различных мнений команд — происходит демократи- зация управленческого труда руководителей). Отметим особо, что различные способы проведения ансамбле- вых игр дают гораздо больший эффект в достижении конечного результата, чем учебно-ролевые игры в школах менеджеров, где обучают руководителей-«оди- ночек», оторванных от своих коллег и сотрудников.
|
|
В процессе разработки игровой концепции спе- циалисты-консультанты должны опираться на опре- деленные критерии. Этих критериев шесть: первый — базовый, четыре следующих — фронтальные, послед- ний — результирующий445 . Перечислим их: массо- вость творческого поиска (инициативы предлагают все); сопрягаемость усилий (участвуют все команды); комплексность в решении возникающих проблем (инициативы объединяются в узловые проблемы); уни- версальность поиска (инициативный поиск ведется по всем направлениям); гласность информации (откры- тость принятия управленческих решений); взаимовы- годность инициатив (отбор наиболее важных, с точки зрения оперативности и перспективности постигро- вого эффекта, решений).
Отслеживая переживания участников ансамбле- вых игр по их высказываниям, можно выделить следу- ющие группы постигровых эффектов:
1) «дефицит общения», когда игра окончена, но рас- ходиться никто не хочет;
2) «изнанка»: участники увидели себя и свою фирму
такими, какие они есть; 1043
3) «голый король»: участники убедились в слабости
той команды, которая казалась сильной;
4) «холодный душ»: участники осознали необходи- мость более серьезного подхода к управлению;
5) «открытые двери»: участники игры заново сблизи- лись друг с другом;
|
|
6) «зеркало»: участники игры увидели себя и других в деле, глубже осознав, кто есть кто;
7) «перенастройка»: участники осознали важность и необходимость подобных мероприятий;
8) «эффект команды»: «Мы вместе прожили игру».
Стоит отметить схожесть постигровых эффектов инновационных и ансамблевых игр. Разница заключа- ется в том, что в ИНИ основным эффектом является проявление инновационного мышления, а в АИ — со- здание ансамбля единомышленников. Эффективность ансамблевой деловой игры оценивается не по степени преодоления психологических барьеров к нововведе- ниям, как это было в ИНИ, а по степени осмысления делового сотрудничества команд. Ансамблевые игры являются одним из самых эффективных средств созда- ния команд, обучения людей совместной работе. Они концентрируются прежде всего на выигрышах и про- игрышах, позволяя участникам включать экономичес- кое мышление.
В настоящее время в России создана и работает Ассоциация разработчиков деловых игр и социально- имитационных методов, объединяющая в своих рядах более 400 специалистов в области деловых игр. Отече- ственные специалисты участвуют в международных встречах, например в работе ежегодных семинаров Международной ассоциации по имитационному моде- лированию и играм.
Глава 9