Анализ результатов социологического исследования среди молодежи на рынке труда

 

С целью выявления уровня социально-правовой защищенности молодежи на рынке труда г. Махачкалы был проведен комплексный мониторинг. Социологическое исследование было проведено в виде анкетного опроса. Вопросы анкеты, которую было предложено заполнить респондентам, были сформулированы таким образом, чтобы выявить степень удовлетворенности молодежи своей социально-правовой защищенностью. Результаты обработки 50 анкет составили информационную базу исследования.

Возраст респондентов колебался в пределах 18 - 30 лет. Мужчины составили 44% от всех заполнивших анкеты (22 человека), женщины - 56% (28 человек). Большая часть опрошенных составляют лица в возрасте 22 лет. Их было 8 человек, что составляет 16% от общего числа. По 10% составили граждане 20, 21, 23, 25, 29 лет. Молодых людей в возрасте 24 и 30 лет оказалось по 4 человека (по 8%). Остальные возрастные категории имели по 2%, 4% и 6%.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18 - 20 летних. Конкретные сроки профессионального обучения могу, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора и формы получения образования. Так среди опрошенных 18 человек (36%) имеют высшее образование, высшее незаконченное имеют 14 человек, что составляет 28%, 8 человек (16%) - среднее специальное, 3 человека (6%) - полное общее среднее и неполное общее среднее имеют 4 человека (8%). Следует отметить, что 3 из всех опрошенных имеют и высшее и среднее специальное образование (6%). Данные свидетельствуют о том, что большинство опрошенных уже имеют высшее образование. Закончив профессиональное обучение, молодежь стремиться не к эпизодической, а к постоянной занятости.

В период 21 - 29 лет большинство молодых людей вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых людей. Среди респондентов холостые (незамужние) составили 68%, женатые (замужние) - 32%. Однако все большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи.

Это оказывает большое влияние и на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинает проявляются и генные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников - мужчин. Детей имеют 11 человек (22%), 14% из них имеют 1 ребенка, 6% - 2 детей.

Исследование показало, что большинство опрошенных - безработные. Они составляют 62%. Среди занятых 16% работают в сфере услуг, 10% - заняты в государственных учреждениях, 6% - составляют учащиеся, по 2% - работники здравоохранения и научные работники. Эти цифры говорят о том, что больше половины опрошенных молодых граждан не трудоустроено. Основная масса занятых - это работники сферы услуг. Молодежь предпочитает эту сферу, так как она более доступна и разнообразна.

Безработица обусловлена различными обстоятельствами. Опрос показал, что 24% молодых людей уволилось по собственному желанию, 12% - не трудоустроились после окончания учебного заведения, 8% - стали безработными по причине сокращения штатов, 2% - в связи с ликвидацией предприятия, 16% - по различным другим причинам (рождение ребенка, плохие отношения с руководством и т.д.).

Среди респондентов 10 человек (20%) не имеют работы около года, 16% - не работают уже около 3 лет, 10% являются безработными от 3 до 6 месяцев и еще 10% - около месяца, 4 человека, что составляет 8% не заняты более 3 лет. Известно, что безработица вызывает множество негативных последствий. Наиболее остро эти последствия ощущает на себе молодежь, как одна из наиболее уязвимых и менее защищенных категорий населения.

Самые большие изменения из-за безработицы происходят в материальном положении. Так ухудшение материального положения ощутили 17 человек (34%), 13 человек (26%) отметили, что никаких изменений в их жизни из-за отсутствия работы не произошло, другое выбрало 3 человека (6%).

Однако, следует отметить, что проблемы есть не только у безработных, но и у занятых. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «устраивает ли вас ваша работа?» 14% занятых ответили, что не устраивает. Но радует тот факт, что 24% -вполне удовлетворены своим местом работы.

Основной причиной неудовлетворенности является низкая заработная плата. Этот вариант отметили 12% из общего числа неудовлетворенных своим рабочим местом.

В целом трудоустройства 68% из числа опрошенных обращались за помощью к своим родственникам и друзьям. Это обычное явление для Дагестана, так как тесные родственные связи и взаимовыручка - характерные черты дагестанского менталитета. Напрямую к работодателям обратились 6 человек (12%), всего 2 человека (4%) дали объявление в газету, 8 человек (16%) - применили другие способы поиска работы.

Выше сказанное указывает на то, что молодежь пытается решить свои проблемы на рынке труда самостоятельно, либо посредством протекций. Об этом свидетельствуют и следующие данные. 42% опрошенных не нуждаются в помощи службы занятости. Содействие в поиске работы необходимо 30% молодым людям, 16% - нуждаются в переобучении и профессиональной подготовке, 6% - в содействии во временном трудоустройстве, 4% - в профконсультировании по выбору профессии, 6% - другое.

На вопрос: «Обращались ли вы в службу занятости за помощью в поиске работы?» 72% ответили, что нет. Это еще раз доказывает, что молодежь не рассчитывает на помощь государственных органов и служб.

Среди опрошенных 32% столкнулись с нарушением своих прав на рынке труда. 10% респондентов отказывали в работе по возрастному, национальному, половому и другим признакам. Это говорит о дискриминационном отношении к молодым на рынке труда. 6% указали на необоснованное увольнение с работы, 4% - на принуждение к труду в условиях, не соответствующим требованиям безопасности и гигиены, 2% - отказ в содействии в поиске работы в службе занятости, 14% - другое.

В числе социальных гарантий, которыми пользуется молодежь на первый план вышли пособия по безработице, а также различные виды гарантий. Так пособие по безработице получают 22% опрошенных, 12% - стипендию в период профессиональной подготовки, 8% - материальную помощь в виде единовременных денежных выплат, 26% - пользуются другими социальными гарантиями, а 32% указали, что не пользуются социальными гарантиями.

Результаты исследования показывают, что молодежь сталкивается с нарушениям своих прав на работе. Право на своевременное получения зарплаты нарушалось у 10 человек (20%), право на уважительное непредвзятое отношение со стороны работодателей - у 9 человек (18%), право на справедливые условия труда - 8 человек (16%), 2 человека (44%) столкнулись с нарушением права на получение пособия по временной нетрудоспособности еще 2 человека (4%) - с нарушением права на оплачиваемый отпуск, 1 человек (2%) - право на защиту от принудительного труда.

Нужно отметить, что никто из опрошенных никогда не обращался за защитой своих прав в суд. Большинство опрошенных столкнулись с нарушением своих прав, но никто не защищал их в суде. Чем же объяснить это явление? Здесь обратимся к вопросу о том рассчитывают ли молодые люди на государство в защите своих прав. 13 человек (26%) ответили, что надеются, 40% - рассчитывают на близких и друзей, 32% - предпочитают защищать свои права самостоятельно.

К службе занятости у молодежи высокий уровень занятости информационных и профессиональных запросов, связанных с самоопределением ее на рынке труда. Основная работа службы занятости направлена на безработных и ищущих работу граждан. Именно поэтому вполне целесообразен вопрос об эффективности деятельности службы занятости в защите и реализации прав молодежи. 62% опрошенных считают, что деятельность СЗ не эффективна.

Что же касается социальной защищенности, то 54% наших респондентов оценили уровень своей социальной защищенности средне, 22% - низко, 8% - крайне низко, по 8% - недостаточно высоко и высоко.

В процессе исследования нужно было также выяснить мнение респондентов об улучшение системы социально-правовой защиты и что для этого делать.

По мнению 50% опрошенных особое внимание должно быть обращено на увеличение размеров пособий, стипендий, компенсаций и других денежных выплат, 26% полагают, что содействие в трудоустройстве, 24% - содействие в получении качественного профессионального образования, 18% - поддержка молодежного предпринимательства, 18% -создание новых рабочих мест и сохранение существующих, 20% - создание условий для полного вовлечения молодежи в социально-экономическую жизнь государства и недопущения в отношении их дискриминационных мер, 6% - профессиональное консультирование безработных, а также подростков, входящих на рынок труда.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о ситуации лишь на небольшом сегменте рынка труда г. Махачкалы. Однако выявленные в ходе следования аспекты положения молодежи на рынке труда и система социально-правовой защиты говорят о том, что молодежь не удовлетворена этой системой и уровень социальной защищенности совсем не высок. Таким образом, функционирование системы социально-правовой защиты оставляет желать лучшего.

Выводы: Проблемы у молодежи на рынке труда существуют в нашей республике и, довольно-таки, большие и серьезные. У многих нет уверенности в завтрашнем дне, многие не могут устроиться на работу, а устроившись не всегда удовлетворены ею, в силу самых различных обстоятельств.

В целях совершенствования системы социально-правовой защиты молодежи в РД принимается множество нормативных правовых актов, предпринимаются меры по содействию занятости, подготовке и переобучению безработных ЦЗН. Также совершенствуются технологии работы службы занятости населения, которая позволяет оказывать содействие в трудоустройстве большому количеству молодых людей.

Проблематика молодежного рынка труда в нашей республике и ее столице уделяется в последние годы много времени, так как Дагестан является трудоизбыточным регионом и проблема занятости остается острой и приоритетной задачей социальной политики РД.

К сожалению, об эффективных результатах политической деятельности республики в области социально-правовой защиты молодежи говорить пока не приходится.

 



Заключение

 

В изложении проблем, которым посвящена дипломная работа, поставлена точка. Молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы квотирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Мировой опыт показывает, что полностью замысел государственной молодежной политики реализуется через 30 - 40 лет после начала осуществления первых мероприятий.

А пока мы сталкиваемся с реалиями сегодняшнего дня. Проблемы занятости и социально-правовой защищенности молодежи остаются социально-острыми. Многие молодые люди не могут построить жизненную перспективу, обеспечить себе достойный образ жизни, попадая в разряд безработных. Они нуждаются в помощи в плане адаптации и каких-то гарантий занятости.

Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества т конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Меры, направленные на достижение этой цели приносят определенные результаты. Так по данным Росстата в середине 2005 года количество безработных уменьшилось до 5 млн., или на 6,8%. Это свидетельствует о том, что проблема в целом решается.

Однако, эта же проблема в нашей республике и в частности в Махачкале требует более углубленного анализа и разрешения посредством комплексных экономических, социальных и правовых мер. Молодежь особенно нуждается в защите государства, так как именно она составляет большую часть безработных и чаще ущемляется в правах. Молодые люди скептически относятся к усилиям государства, полагаясь только на свои силы. Это говорит о том, что систему социально-правовой защиты нельзя назвать успешной. доказательством может служить, то как оценили свою защищенность молодые люди.

В целом мое предположение оказалось верным, молодежь не удовлетворена тем, как функционирует государственная система в целях защиты их прав. Система социально-правовой защиты молодежи находится под пристальным вниманием государства, которое обеспечивает хорошую законодательную и финансовую базу, но рационально ли используется все это для успешного функционирования системы остается под сомнением.

Рекомендации: Для совершенствования системы социально-правовой защиты молодежи на рынке труда я считаю, в первую очередь, необходимо более детально и углубленно изучить эту проблему, провод различные комплексные исследования. Это поможет выявить самые насущные проблемы молодежи и быть в курсе всех событий и изменений в их жизненной среде.

Особое внимание нужно уделить системе обучения и образования. На мой взгляд, очень важно создавать условия для возможности более полной реализации своих способностей и творческого потенциала молодежи еще со школы. А в дальнейшем это должно переходить в поддержку молодежного предпринимательства.

Необходимо акцентировать внимание и на системе социальных гарантий. Увеличение размера пенсий, пособий, стипендий и других денежных выплат - является важным моментом в этой сфере, так как материальное положение больше всего волнует не только молодежь, но и все категории населения.

Сегодня пути решения проблем молодежи лежат не столько в совершенствовании системы социально-правовой защиты, сколько в решении фундаментальных вопросов развития российского общества. Признаки деградации значительной части молодого поколения, только вступающего в жизни - тревожные симптомы, свидетельствующие о наличии глубокой и системной деградации, как результата кризиса универсальных социальных ценностей, общезначимых идеалов. Само общество, по сути, потеряло смысл и идею собственного существования. О каком же совершенствовании системы социально-правовой защиты в этих условиях может идти речь?



Библиография

 

1. Волков Ю.Г. Социология молодежи: - Ростов-на-Дону, 2001 г.

2. Лисовский И.В. Социология молодежи. - М., 1996 г.

.   Фирсов М.В. Теория социальной работы: - М., 1999 г.

.   Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь. - М., 1998 г., стр. 256.

.   Боровик В.С., Ермакова Е.Е. Занятость населения. - Ростов-на-Дону, 2001 г.

.   Калинина О.В. Положение молодежи на рынке труда по материалам контент - анализа опубликованных социологический исследований.

.   Волгин Н.А. Социальная политика. - М., 2004 г.

.   Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2002 г.

.   Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда. - М., 2003 г.

.   Волгин Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда. - М., 2003 г.

.   Социс 2002 г. №5 «Специфика положения молодежи на рынке труда». Руденко Г.Г., Савелов А.Р.

.   Социальное положение и уровень России. - М., 1997 г. с. 52.

.   Соколова Г.Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социологическое исследование 1995 г. №9. с.20.

.   Холстова Е.и. Технологии социальной работы. - М., 2003 г.

.   Охрана труда и социальное страхование №11.

.   Социальная защита №2 2005 г.

.   Социальная защита №1. 2011 г.

.   Конституция РФ

.   Трудовой кодекс РФ

.   Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ» от 21.04.93 г.

.   Указ «о мерах социальной поддержки граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» от 02.07.92 г.

.   Указ Президента РФ «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, организации, учреждения» от 05.06.92 г.

.   Распоряжение Правительства РФ о концепции действий на рынке труда от 6 мая 2003 г.

.   Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 1991 г.

.   Закон о государственной молодежной политике в республике Дагестан 27 декабря 1996 г.

.   Социально-экономическое положение П- М., 2003 г. РД январь - март 2005 г.

.   Доклад «О концепции Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2011 - 2010 г.».

.   Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 г.

.   Программа содействия занятости населения г. Махачкалы на 2002 - 2005 г.

.   Программа развития общественных работ г. Махачкалы на 2002 - 2005 г.

.   Постановление Администрации г. Махачкалы №580 от 04.04.2005 г. «Об установлении минимального количества рабочих мест на предприятиях, организациях и учреждениях города для трудоустройства лиц, нуждающихся в особой социальной защите»

.   Постановление Администрации г. Махачкалы №579 от 04.04.2005 г. «Об утверждении перечня видов общественных работ, организуемых на территории г. Махачкалы».

.   Постановление Правительства РФ от 12.05.92 г. «Об организации общественных работ».

.   Федеральная целевая программа «Молодежь Дагестана» на 2001 - 2005 годы от 27 декабря 2000 г.

.   аналитический доклад о деятельности ГУ Центр занятости населения г. Махачкалы за 2005 г.

.   Информация о проведении фестиваля «Профессия: ориентиры молодым» 2005 г.

.   Информация о проведении фестиваля «Профессия: ориентиры молодым» 2011 г.

.   Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики. - М., 1998 г.

.   Социс №7. 2003. с. 21.

.   Бюллетень Министерства труда РФ 1995 г. №3

.   Человек и труд 1995 г. №6. с. 41



Приложение №1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: