Правовое регулирование молодежной политики

 

Необходимость формирование современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно сказывается на социально экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требует четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного формирования системы государственного управления. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики.

Целью таких законов является установление правовых актов государственной молодежной политики в регионах. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.). В целях концептуального обновления основ реализации государственной молодежной политики с учетом социально-экономических преобразований российского общества, правительственной организацией по делам молодежи от 5 декабря 2001 г. была одобрена концепция государственной молодежной политики в РФ. Достаточно интенсивно идут процессы, связанные с институциональным обеспечением государственной молодежной политики. Они вбирают в себя 2 группы явлений:

1. формирование органов по молодежной политике на государственном и муниципальном уровне;

2. формирование учреждений по работе с молодежью.

Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека. [14]

Нарастает процесс формирования кадрового корпуса молодежной политики. В настоящее время подходы к подготовке специалистов по работе с молодежью становятся все более разнообразными. Решением правительственной комиссии по делам молодежи намечена система мер по оптимизации действий в этом направлении. Утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дополнению к высшему профессиональному образованию квалификации («Организация работы с молодежью»).

Объектом государственной политики являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

Цели государственной молодежной политики:

−  содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

−  недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

−  создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

−  расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

−  реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

−  принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

−  принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

−  принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

−  принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики. [14]

Одним из основных документов по развитию государственной молодежной политики является Федеральная (президентская) программа «Молодежь России» на 2001 - 2005 годы, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г.

Основной целью программы является формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для интенсификации гражданского самосознания, эффективной социализации молодых граждан в условиях гражданского общества, рыночной экономики и правого государства; для самореализации личности молодого человека, участника преобразований современного российского общества.

Программой предусматривается решение следующих основных задач:

−  оздоровление демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;

−  улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности;

−  становление внешкольной системы воспитания: поддержка всех форм духовного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей и подростков;

−  развитие системы ювенальной юстиции, правовая защита и социальная адаптация молодежи;

−  профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

−  содействие получению качественного образования;

−  создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала, стимулирование инновационной деятельности молодых россиян;

−  развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, поддержка детских и молодежных общественных объединений;

−  подготовка молодых людей к службе в армии, воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине;

−  содействие благоприятному началу трудовой деятельности, решению вопросов профориентации молодежи;

−  решение проблем мотивации труди и привитие новых ценностных ориентиров, соответствующих условиям развития рыночной экономики, в т.ч. вовлечение в честное предпринимательство. [35]

Одним из основных направлений реализации программы является решение социально-экономических проблем молодежи. В это направление входят:

−  пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых людей;

−  поддержка молодого предпринимательства;

−  содействие занятости молодежи.

В 2000 г. активизировалась работа органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи. Среди значимых мер выделяется принятие государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Решение жилищной проблемы молодых граждан является одной из наиболее приоритетных задач государственной молодежной политики. Утверждена программа «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в Федеральную целевую программу «Жилище» на период с 2002 по 2010 годы.

Основные проблемы государственной молодежной политики на современном этапе выражаются в следующем:

1. недостаточная разработанность нормативно-правовой базы;

2. слабая скоординированность государственной молодежной политики с другими сферами государственной политике;

.   ограниченность инфрастуктуры учреждений по делам молодежи, а также направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;

.   недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;

.   отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга;

.   незаинтересованность средств массовой информации в освещении практики государственной молодежной политики.

Государству не удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Отмечается устойчивый взгляд общества на молодежь, как социально пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, замкнутую систему своих внутренних, подчас сугубо экономических интересов и потребностей.

Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации нормативно-правовой деятельности Комитета по делам молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий населения, в которые без особого выделения входили и молодые люди. В количественном отношении документы, отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных пособий и компенсаций преобладали. Несмотря на существование общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой молодежи в программах ее временной и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу, молодежь до определенного момента не имела достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве объекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи.

декабря 1996 года Народным Собранием республики Дагестан был принят закон «О государственной молодежной политике в республике Дагестан».

Под государственной молодежной политикой в республике Дагестан понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления республики в соответствии с законодательством Республики Дагестан в вопросах создания и обеспечения правовых, социальных, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов жизнедеятельности молодежи республики, направленных на ее социальное становление, развитие и самореализацию в общественной жизни. [25]

Государственная молодежная политика в Республике Дагестан осуществляется в целях:

−  обеспечения соблюдения прав молодежи на свободное физическое и духовное развитие;

−  воспитание молодых граждан на культурных и духовных традициях народов Дагестана;

−  обеспечения гарантий в сфере труда и занятости, социальной сфере и расширения возможности молодежи в выборе профессий и видов деятельности;

−  создания условий для более полного вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества и недопущения в отношении их дискриминационных норм;

−  поддержки талантливой молодежи и реализации ее инновационного потенциала в интересах собственного и общественного развития;

−  обеспечения необходимых мер поддержки молодой семьи;

−  содействия осуществлению международных связей и сотрудничества с международными молодежными организациями.

Молодые граждане РФ и лица, перечисленные в части второй статьи 2 этого Закона, обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут обязанности, в строгом соответствии с Конституцией РФ, Конституцией РД, законодательными актами РФ и РД, иными нормативными правовыми актами РФ, РД и органов местного самоуправления республики.

Не допускаются какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод молодежи в связи с ее возрастными особенностями, равно как и возложение на нее дополнительных обязанностей, отличных от обязанностей граждан старшего возраста. Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние).

Молодые граждане независимо от национальности, вероисповедания, пола, социального происхождения, места жительства, материального состояния имеют равные права на гарантированное получение необходимого минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, медицинскому обслуживанию, профессиональной подготовки и переподготовке. В этих целях государством устанавливается система социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный уровень получения молодежью необходимого минимума социальных услуг.

В Республике Дагестан при решении вопросов труда и занятости молодежи обеспечивается создания условий реализации творческого потенциала, профессиональных качеств и способностей молодых граждан в целях обеспечения их личного и общественного благосостояния.

В Республике Дагестан решение данной задачи осуществляется:

−  с учетом специфики и интересов молодежной среды, включая наименее защищенные группы молодежи в период временной безработицы, при определении мер социальной поддержки и разработке соответствующих республиканских программ;

−  с использованием экономических стимулов, повышающих заинтересованность юридических лиц и действующих субъектов в предоставлении молодежи льготных условий при приеме на работу и образовании новых рабочих мест молодежи также при осуществлении ими профессиональной подготовки и переподготовки молодых кадров, включая производственное обучение;

−  принятием мер социальной адаптации молодежи при переходе от учебного процесса к трудовой деятельности, учреждая в этих целях специализированные службы занятости и центры профессиональной ориентации и подготовки молодых работников;

−  обеспечение организации общественных работ для молодежи по специальным программам.

В целях обеспечения государственной поддержки молодой семьи в Республике Дагестан:

−  разрабатываются и применяются республиканские программы социально-экономической помощи молодым семьям в вопросах строительства и приобретения в собственность жилья, по расширению видов услуг, в том числе по реализации строительных материалов, предметов домашнего обихода, отпускаемых также в порядке проекта или лизинга по льготным ценам;

−  осуществляется первоочередное выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства и огородничества;

−  обеспечивается бесплатное содержание детей в дошкольных учреждениях, если оба супруга в семье являются студентами средних специальных или высших учебных заведений дневной формы обучения;

−  осуществляются иные мероприятия, предусмотренные программами социально-экономического развития и республиканским законодательством.

В Республике Дагестан устанавливается система мероприятий социально-экономического, организационного и правового характера, в соответствии с которой осуществляется поддержка предпринимательской деятельности молодежи и молодежных предприятий.

Молодежными предприятиями признаются создание и действующие на территории Республики Дагестан порядке предприятие, в штатном расписании которого молодые граждане составляют не менее 70% от численности работников и при условии, что более 50% уставного капитала предприятия принадлежит молодым гражданам или молодежным организациям, если занятие ими хозяйственной или хозяйственной коммерческой деятельности не выходит за пределы установленных задач.

При регистрации молодежного предприятия вносится регистрационный сбор в размере 50% от установленной ставки регистрационного сбора. Молодежные предприятия, осуществляющие социально приоритетную деятельность, в установленном законом порядке могут быть освобождены от уплаты части налога на прибыль, остающейся в Республике Дагестан.

Таким образом, государственная молодежная политика в Республике Дагестан направлена на соблюдение прав и интересов молодежи, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости, осуществление правовой и социальной защиты молодежи.

В целях совершенствования системы государственной молодежной политики и путей ее реализации разрабатываются новые законодательные акты и различные программы.

марта 2005 года коллегия Министерства образования и науки РФ обсудила проект Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011 - 2010 гг.

Концепция предлагает существенно повысить среднегодовое финансирование ФЦП «Молодежь России». Работа будет организована по 6 направлениям: «Здоровье поколения», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационном пространстве».

Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приобретенных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на 13 летний опыт формирования различных моделей молодежной политики, реализуемых, преимущественно, на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной практики. Все это предопределяет необходимость разработки Федеральной целевой программы «Молодежь России 2011 - 2010», как важнейшего инструмента и элемента федеральной молодежной политики.

Задачи Программы:

1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.

2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.

.   Интеграция молодежи в социокультурные отношения

Такая постановка задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизни общества.

Главной особенностью программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.

Представляемая Программа впервые в практике реализации государственной молодежной политики в России интегрирует все возможности бюджетного финансирования и обеспечения мероприятий ГМП.

Масштабы проводимых в стране преобразований и активное включение в эти процессы молодежи требует коренного пересмотра масштабов реализации и ресурсного обеспечения Программы. Предлагается увеличить финансирование не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 году составлял 96 млн. рублей).

Программные действия объединены в 6 крупных комплексных направлений, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников Программы в решении ключевой проблемы.

Направление «Здоровья поколения» призвано создать систему развития у молодежи в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены, ограничения влияния вредных для здоровья привычек, формирования культуры безопасности.

Обеспечение повсеместного внедрения систем поддержки социальных инициатив молодежи, оказание влияния на формирование и укрепление группы позитивных групп молодежи в обществе - являются основными задачами направления «Гражданин России». Также это направление нацелено на укрепление взаимодействия молодежи и армии, патриотических клубов и объединений.

Направление «Молодая семья» предусматривает внедрение мер, направленных на развитие института семьи, в том числе молодой семьи, в российском обществе, повышению уровня компетенции молодых родителей в вопросах воспитания детей. Содействует укреплению социального благополучия молодых семей.

Важной задачей направлений «Профессионализм молодых» является разлитие преемственной системы информирования и профессиональной ориентации молодежи, профессионального самоопределения, защиты трудовых и социальных прав молодежи на рынке образования, труда.

Направления призвано обеспечит широкое включение молодежи в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера. Предполагается также развитие общественной системы консалтинга и поддержки молодых людей на рынке труда, внедрения правоприменительных программ для молодежи в области защиты трудовых и социальных прав.

Направление «Молодежь в трудных жизненных ситуациях» ориентировано на развитие мер по интеграции в жизни общества молодых инвалидов, сирот, молодых людей, проходивших службу в горячих точках, молодых мигрантов.

Формирование целостного информационно-консалтингового пространства для молодежи, позволяющей ей решать свои проблемы в новом информационном пространстве - вот основная цель направления «Молодежь в информационном пространстве».

Таким образом, в рамках шести комплексных направлений обеспечивается взаимодействие со всеми группами молодежи, включая сельскую молодежь и молодежь, служащую в Российской Армии.

В целях эффективности и реализации программных мероприятий разработана система показателей. В результате решения поставленных задач ожидается:

−  снижение доли лиц в возрасте 16 - 29 лет в общей численности безработных на 10%;

−  сокращение средней продолжительности поиска работы молодыми гражданами с 8 до 5 месяцев;

−  рост числа молодых людей - членов общественных объединений не менее чем на 10%;

−  увеличение на 50% количества муниципальных образований, на территории которых действуют молодые общественные объединения, ориентированны на решение проблем местного сообщества;

−  увеличение числа молодых людей, активно занимающихся физической культурой на 30%;

−  сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления 10% [28]

Таким образом, Программа как инструмент программно-целевого управления разрешения проблемы неполной включенности молодежи в жизнь общества позволит выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы, разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи и создать организационную основу государственной молодежной политики.

Реализация стратегий и основных направлений государственной молодежной политики требует осуществления широкого комплекса организационных финансовых, научно-методических, информационных и кадровых мер.

Решительное продвижение вперед в осуществлении государственной молодежной политики возможно, если развитие государственной молодежной политики как отрасли будет дополнением к общей постановке задачи.

Особое внимание должно быть уделено законодательной базе молодежной политики, которая недостаточно развита на сегодняшний день. Стратегическое планирование должно исходить из рассмотрения молодежи как одной из категорий населения, требующей специального внимания, как реальной базы любых начинаний, отнесенных в будущее - в ближайшее и отдельное.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: