От античности до XIX в

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

Периодизация и типология истории философии.

Античная философия.

3. Предпосылки и становление средневековой философии. Патристика и схоластика.

 

Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

В процессе подготовки ко первому вопросу уточните временные границы основных периодов в истории европейской философии (античность, средневековье, Новое время, современность), обратите внимание на наличие национальных типов (немецкая, русская) философии. При подготовке к второму вопросу необходимо отметить характерные черты античной философии. Составьте представление о наиболее выдающихся философах античности (Сократ, Платон, Аристотель). При подготовке к третьему вопросу определите понятия: догматика, эсхатология, апологетика, патристика, схоластика, теоцентризм и антропоцентризм, теодицея. Целесообразно подготовить обзор жизненного пути Августина и Фомы Аквинского.

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите в рабочую тетрадь несколько высказываний античных (средневековых, эпохи Нового времени) философов и прокомментируйте их, определив период и/или школу, к которым они относятся.

2. Составьте таблицу периодов истории философии, указав имена наиболее значительных философов в каждом периоде. Запишите названия их сочинений (самых известных) и время их создания.

 

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Особенности философской мысли эпохи Возрождения.

2. Развитие натурфилософии и зарождение экспериментальной науки. Философское учение Ф. Бэкона. Эмпиризм и рационализм.

3. Классическая немецкая философия: И. Кант и Г. Гегель.

 

Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

При подготовке ко первому вопросу выписать в рабочую тетрадь определения следующих понятий: эпоха Возрождения, эпоха Реформации, пантеизм, гуманизм, утопия. При подготовке ко второму вопросу необходимо выписать в рабочую тетрадь определения понятий: механицизм, индукция, дедукция, эмпиризм и рационализм. Ознакомьтесь с научной биографией Ф.Бэкона. Сравните подходы Ф. Бэкона и Р. Декарта к определению научного метода. При подготовке к третьему вопросу необходимо учесть наличие двух периодов в творчестве И. Канта (докритического и критического). При рассмотрении панлогизма Г.В.Ф. Гегеля целесообразно обратить внимание на органичную целостность данной системы, взаимосвязь онтологии, диалектической логики и теории познания.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте реферат о жизни и творчестве выдающихся деятелей: эпохи Средневековья, эпохи Возрождения. Составьте список наиболее значимых открытий и изобретений эпохи Нового времени.

2. Подготовьте ответы на следующие вопросы: о каких трудностях познания писал Ф. Бэкон? Почему он назвал их идолами?

3. Запишите в тетрадь названия основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Ознакомьтесь с биографией мыслителя.

Рекомендуемые источники

Основная литература

Антюшин С.С. Философия: учебник для студентов юридического вуза / С.С. Антюшин, Л.Г. Горностаева. – Электрон. текстовые данные. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65878. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Горелов А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – Электрон. текстовые данные. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Ямпольская Д.Ю. Философия: учебное пособие / Д.Ю. Ямпольская, У.В. Болотова. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2016. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69446. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Дополнительная литература

Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М., 2010.

Карпов К.В. Основные аспекты средневековой трансцендентальной философии // Вопросы философии. – 2016. – № 11.

Красиков В.И. Философия: сборник тестов. – М., 2015. – Режим доступа: http: // www.iprbookshop.ru/43234. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Макулин А.В. История философии: учебное пособие. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/49884. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Матвейчев О.А. К дискуссии о происхождении древнегреческой философии в русской и советской философской мысли // Вопросы философии. – 2016. – № 6.

Тантлевский И.Р. Сотериология Спинозы // Вопросы философии. – 2016. – № 5.

Перечень докладов, сообщений

1. Жизнь и учение: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель – на выбор.

2. Социально-философские проекты эпохи Возрождения.

3. Философия Ф. Бэкона. Эмпиризм и методы научной индукции.

4. Рационализм в учениях Р. Декарта,  Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Тема 3. Философские школы современности

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Философия марксизма.

2. Позитивизм как философия науки. Этапы развития позитивизма.

3. Философский иррационализм и философия жизни: А.Шопенгауэр, Ф. Ницше. Иррационализм и экзистенциализм.

4. Постмодернизм как состояние современной культуры и философии.

Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

Уточните временные границы современной философии (конец 19 –начало 21 столетий). Вспомните исторические события конца XIX – начала XX вв., определившие ход мировой истории. При подготовке к ответу на вопрос № 1 необходимо, во-первых, указать социально-политические и естественно-научные предпосылки появления материалистических взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Характеризуя отдельные направления позитивизма (вопрос № 2) можно назвать основоположников позитивизма, очертить временные рамки каждого этапа и основных представителей. Попытайтесь определить влияние позитивизма на современную культуру в целом. При подготовке к вопросу № 3 раскройте содержание понятия «иррационализм». Составьте характеристику взглядов авторов (на выбор), относящихся к этому направлению. Обратите внимание на отличие иррационализма от рационалистической философии. Дайте определение экзистенциализму. При подготовке к четвертому вопросу составьте сравнительную таблицу признаков культуры модерна и постмодерна. Определите характер и содержание основных проблем философии постмодернизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: