Несовершенная конкуренция

Введение

 

Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика.

Если рассматривать, что обозначает термин «конкуренция» в общем, то это борьба, соперничество в какой-либо области. В рамках экономической науки конкуренция - соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. На основе способностей продавца или покупателей влиять на цену товара выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция - организационная структура рынков, характеризующихся наличием большого количества продавцов и покупателей, свободным вступлением и выходом, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не имеет возможности влиять на цену продукции. Несовершенная конкуренция - форма организации тех рынков, на которых производитель может влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции и именно на этих рынках осуществляется деятельность экономических агентов.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность несовершенной конкуренции в условиях современной экономики, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.

Объект исследования в курсовой работе - несовершенная конкуренция.

Предмет исследования в курсовой работе - роль несовершенной конкуренции в современной экономике.

Задачи исследования в курсовой работе:

рассмотреть сущность, функции, виды конкуренции;

выявить проблемы несовершенной конкуренции;

определить роль несовершенной конкуренции в современной экономике.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты конкуренции: ее сущность, виды и функции. Во второй главе описаны особенности и проблемы рынков несовершенной конкуренции. Третья глава посвящена определению места и роли несовершенной конкуренции в современном мире.


 


Конкуренция

Сущность конкуренции

 

В научной литературе представлено немало различных определений конкуренции, которые отражают признаки этой сложной категории.

В середине 18 века в рамках классического направления экономической теории начали появляться первые предпосылки появления теоретических положений о движущих силах конкуренции. В то время конкуренция трактовалась как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов и способствующая активизации экономической жизни общества. Ученые того времени связывали функционирование и развитие конкурентных отношений с реализацией принципа социальной справедливости. Классическая же конкуренция была обобщена Адамом Смитом. Он показал, что конкуренция приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Другим наиболее ярким представителем классической политэкономии является Давид Рикардо, который рассматривал конкуренцию как необходимое условие рыночного ценообразования. Но непосредственно ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Так, Р. Макконнелл и Л. Брю считают, что обязательными условиями конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их».

Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем, профессором Гарвардской школы бизнеса, М. Портером: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей». Параметры каждой из указанных сил и их взаимодействие оказывают влияние на конкуренцию в любой производственной системе.

Таким образом, конкуренция трактуется в экономической теории как механизм регулирования общественного производства, как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и как процесс продвижения вперед. Одни под конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов, заинтересованных в достижении поставленной цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Другие понимают конкуренцию как соперничество, или борьбу, часто между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурентами.

Обобщая все знания о конкуренции в области экономической науке, можно сделать вывод, что конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом для активизации инновационных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. Конкуренция проявляется в совершенствовании продуктов и технологий, формировании новых рынков, новых источников сырья или новых типов организации, что, как правило, требует инвестиций. В свою очередь, стимулом для осуществления инвестиций выступает возможность получения положительной экономической прибыли до тех пор, пока ценовая конкуренция не приведет к снижению цены до уровня долгосрочного равновесия.

 

Виды конкуренции

 

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Ее можно классифицировать по нескольким основаниям: масштабам развития, характеру и методам соперничества.

По масштабам развития можно выделить следующе виды конкуренции:

индивидуальная (с участием одного лица);

местная (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);

внутриотраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получения наибольшего дохода);

межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение, на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По методам ведения конкуренция делится на ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Методы ценовой и неценовой конкуренции широко используются в рыночной практике. Среди них:

. Демпинговые цены - искусственно заниженные цены на товары установленные ниже цены внутреннего рынка. Наиболее часто используются в мировой практике для захвата рынков сбыта.

. Цены лимитные - верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливаемый на основе предварительных данных в начале его разработки.

. Гибкие цены, применяемые в торговле с каждым отдельным покупателем.

. Престижные цены, устанавливаемые для особо престижных товаров на высоком уровне. Используются для привлечения рыночного сегмента, обеспокоенного исключительно качеством товара, его уникальностью и престижностью. В этом случае собственно цена не имеет никакого значения.

. Лидерные цены, являющиеся заведомо заниженными, вводимые для выделения данного товара в сознании массового покупателя с тем, чтобы завоевать лидерство в данном сегменте рынка.

. Цены проникновения на рынок - относительно низкие цены на товар, устанавливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначенные для захвата массового рынка. Подобные цены выгодны для предприятия, если покупатели достаточно чувствительны к цене.

Конкуренция может проявляться в прямом и косвенном видах. Прямая конкуренция отличается открытостью. Например, товаропроизводитель широко оповещает потребителя о снижении цен. В условиях открытой конкуренции часто встречается практика обмена информацией о ценах между предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. В отличие от прямой косвенная конкуренция характеризуется скрытостью. Часто скрытая конкуренция отожествляется с недобросовестностью, поскольку использует методы нечестной конкурентной борьбы (разглашение конфиденциальной научно-технической информации, распространение ложных сведений относительно товара конкурентов, ложных утверждений, направленных на дискредитацию предприятий конкурентов, их промышленной или торговой деятельности, замалчивание важной для потребителя информации, устранение с рынка или ограничение доступа на него других хозяйствующих субъектов).

По состоянию рынка конкуренцию можно разделить на совершенную (свободную) и несовершенную (регулируемую). Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей; возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство; ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

 

Функции конкуренции

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

) регулирующую;

) аллокационную;

) инновационную;

) адаптационную;

) распределительную;

) контролирующую,

) мотивационную.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation - размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в организациях и регионах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение дохода сред предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.

Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими, позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора.

Мотивационная функция - стимулирование предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь в этом случае. Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли. Это стимулирует технический прогресс. В противном случае производитель терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами. Предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка.

Вся совокупность перечисленных функций обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики. И именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Можно заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. Это объясняется тем, что конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.


 


Несовершенная конкуренция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: