Антимонопольная политика и регулирование

 

Система государственного регулирования экономики включает в себя целый ряд мер и методов. Одним из них является антимонопольная политика.

Роль антимонопольной политики чрезвычайно велика для экономики России. Меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка, сохранение баланса конкурирующих и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и совершенствованию экономики в целом. Антимонопольное регулирование направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции.

Стратегия антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции базируется на следующих подходах:

ликвидация барьеров входа в рынок (экономические; административные; возникающие вследствие проведения определенной политики уже существующими на рынке структурами; связанные с ограниченной емкостью рынка; имеющие криминальный характер и др.);

регулирование деятельности компаний с помощью нормы прибыли монополий и тарифов, посредством величины ожидаемых издержек;

прямое и косвенное регулирование цен, инвестиций, денежных потоков на фоне национализации естественных монополий;

организация конкурсов, аукционов с целью создания условий конкурентной борьбы за монопольный рынок.

Основным достоинством такой формы политики является простота и эффективность механизма раскрытия частной информации производителей, а также подчинение их деятельности запросам потребителей.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий - государственный контроль над ценообразованием на товары и за объемом их производства (например, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Ценовое регулирование деятельности естественных монополий состоит в принудительном закреплении максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены. Кроме регулирования цен определенную пользу может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм. Практика антимонопольного регулирования искусственных монополии сочетает два подхода. Функциональный подход - карательные меры против уже созданных фирм-монополистов принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Структурный подход в основном используется по отношению к формирующимся монополистическим структурам. При этом, если рост фирмы носит естественный характер, то никакие меры против такой фирмы не принимаются, вне зависимости от величины ее рыночной доли. Но когда новая компания формируется путем слияний с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая фирма не превысила разрешенной доли на рынке.


 


Заключение

Конкуренция - необходимое и определяющее условие для нормального функционирования рынка. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Самый распространенный тип рынка - монополистическая конкуренция с большим количеством фирм и возможностью легкого вхождения в отрасль. Для отдельной фирмы здесь возможность контролировать цену незначительна.

Малое число производителей и огромное число обособленных потребителей принадлежат олигополистическому типу рынка. Здесь вступление в отрасль ограничено. При олигополистической конкуренции фирма может контролировать цену и объем выпуска продукции (или оказания услуг), фирме выгодно меньше производить и более завысить цену на свою продукцию.

Крайний случай несовершенной конкуренции - монополии. В этом случае массе потребителей противостоит один-единственный крупный производитель, который способен удовлетворить общий спрос. Монополист вынужден выбирать такой объем производства и цены, которые способствуют либо максимизации прибыли, либо минимизации издержек.

Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве". Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

Естественная монополия представляет собой сложное противоречивое экономическое явление, обладающее сетевым эффектом, положительным эффектом масштаба производства и разнообразия, низкими трансакционными издержками, свойствами субаддитивности функции издержек и устойчивости. Данное явление представляет собой объективный результат развития экономики. В реалиях современной рыночной экономики естественная монополия является частью вертикально-интегрированной рыночной структуры.


 


Список литературы

 

1. Архипов А.И., Архипов А.И. [и др.]. Экономический словарь. Проспект, 2010 - Всего страниц: 669.

2. Авдашева С., Шаститко А. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2010.

.   Коган A.M. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «невидимая рука», конкуренция, потребности системы. М.: Маркет ДС, 2006. 144 С.

.   Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. - 368 с.

.   Макеева Т.В., Васильева Е.В. «Экономическая теория. Конспект лекций». 2010.

.   Нуреев Р. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство // Вопросы экономики. - 2005. №12. - С. 15-18.

.   О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 18.07.2009) //Закон.- 2009. -№ 10.-С. 38-72.

.   Писенко К.А., Цинделиани И.А. «Правовое регулирование конкуренции и монополии в РФ», 2010.

.   Сапир Е.В., Верещагин А.А. Конкуренция в условиях современной олигополии. Москва: ЦСО, 2010. 127 С.

.   Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007.

.   Чемберлин Е. «Теория монополистической конкуренции». М., 2009

.   Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция / А. Яковлев // Вопросы экономики. -2007. -№1. С. 124-139.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: