Российский контекст применения социального знания и смена его парадигм

Социально-гуманитарные науки возникли на Западе, но в их дальнейшее развитие и применение существенный вклад внесла и Россия. Здесь к началу XX в. уже был сформирован основной блок

социально-гуманитарных наук.

В каждой из этих наук были и есть свои парадигмы, где под. парадигмой будем понимать общее мировоззрение, организующее и направляющее научные исследования. Поэтому вопросы сущно­сти и смены парадигм в российской филологии, психологии, со­циологии, экономике являются объемными проблемами, требую­щими отдельного рассмотрения, которым посвящено большое ко­личество монографий и статей.

Здесь лишь отметим, что уже на рубеже XIX - XX вв. почти в ка­ждой отрасли российского социально-гуманитарного знания были дос­тигнуты результаты мирового уровня. Это и экспериментальные физио­логические и психологические исследования ИМ. Сеченова (1829-1905), ИЛ. Павлова (1859-1936), В.М. Бехтерева (1857-1927), А.А. Ух-

томского (1875-1942), Н.Н. Ланге (1858-1921) и др., оказавшие влияние на разработку объективных методов в мировой психологии.

Это и работы основоположника московской лингвистиче­ской школы Ф.Ф. Фортунатова (1848-1914), который одновре­менно с Ф. Соссюром обосновал формализацию лингвистических исследований, построил особую морфологическую классифика­цию языков. А также оригинальные исследования русского языка, истории славянского языка (поэтики славянского фольклора), осуществленные А.А. Потебней (1836-1891).

Это и концепция длинных волн в экономике Н.Д. Кондратьева (1892-1938) («кондратьевские циклы»), которые имеют своих сто­ронников и сегодня (в экономических исследованиях в США конд­ратьевская концепция является одной из научных парадигм).

Это и исследования русских социологов ММ. Ковалевского (1851-1916), П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903), Е.В. Де Роберти (1843-1915) и др., которых приглашали читать лекции в ведущие европейские университеты, a MM. Ковалевский на втором международном социоло­гическом конгрессе в Париже в 1885 г. был избран его председателем.

Что же касается междисциплинарных социально-гуманитарных парадигм, получивших развитие в России, то здесь следует выделить натуралистическую и антинатуралистическую программы (этот вопрос будет рассмотрен в теме 10), славянофильскую и западниче­скую концепции, русский космизм, марксистскую парадигму.

Проблематика славянофильства и западничества, по мнению П.Н. Милюкова и Г. В. Плеханова, пронизывала всю историю русской общественной мысли (59. ч. 1. С. 19). На волне этой проблематики воз­никают славянофильская филология, социология, психология и т.д.

Основные идейные концепты диалога славянофилов и западни­ков сводились к следующим позициям во взглядах на человека и со­циальную действительность (59. ч.2. С. 180-186):

а) «западному» идеалу автономной (индивидуалистической) личности славянофилы противопоставляли «цельную личность» (слитую с обществом);

б) для западников необходимым условием свободы была ра­ционализация и индивидуализация сознания, через «муки рефлек­сии». Славянофилы выступали за нерефлективную веру;

в) западники пытались руководить жизнью через философию действия, славянофилы считали, что история иррациональна, и инди­видуальная жизнь не может ею управлять;

г) процесс рационализации общественных отношений западни­ки понимали как замену эмоциональных связей государственно-правовым порядком. Славянофилы выступали за неинституционали-зированную связь, основанную на традициях, обычаях, общей вере;

д) славянофилы провозглашали необходимость «возвращения» интеллигенции в народ западники ставили задачу поднять народ, до

уровня «эпохи сознания»;

е) славянофилы отрицали капиталистический путь развития и соответственно либерально-демократические ценности, западники одобряли буржуазный путь развития, высоко оценивая динамизм ев­ропейской жизни, ее упорядоченность и одухотворенность.

Одной из ведущих, традиций самобытной духовной мысли России был русский космизм, представляющий собой внутренне разнообраз­ные, иногда полярные мнения, но объединенные одной идеей - наличи­ем смыслового порядка в космосе, космической миссии человека и на­хождением гармонии между человеком и природой (космосом).

В русском космизме выражалось, прежде всего, интуитивное понимание вселенской взаимосвязи, ощущение подавленности чело­века могучими грозными внешними стихиями, с одной стороны, и мощь и разумность его - с другой. Космисты сумели соединить забо­ту о большом ценном - Земле, биосфере, космосе - с глубочайшими запросами конкретного человека, связанными с преодолением болез­ней и смерти, достижением бессмертия.

Русские.космисты показали, что появление человеческой цивили­зации было результатом закономерной природной логики развития Все­ленной; в человеке заложена некая космическая.миссия управления эволюцией Вселенной, реализовать которую он сможет, предварительно преодолев различного рода земные социальные антагонизмы.

Космизм объединил людей различных политических и философ­ских убеждений, от естествоиспытателей до идеологов православия: B.C. Соловьев, Г. П. Федотов, С.Н. Булгаков, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, А. Л. Чижевский, Н. Г. Хо­лодный, В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, Ф. И. Тютчев и др.

Возрастание порядка в космосе возможно через человека по­средством развития его познавательных и нравственных способностей.

В русском.космизме обосновывались принципы нового.от­ношения человека к природе их коэволюции: совместного развития человека и Вселенной. Вселенная развивается, должен развиваться и человек. В свою очередь, развитие человека и человечества влияет на развитие Вселенной.

Марксизм. Отцом и пионером марксизма в России был Г. В. Пле­ханов (1856-1918), усвоивший и принявший марксизм как целостное мировоззрение. С 1894 г. начинается ленинский..этап развития мар­ксизма в России, в котором можно выделить практическую и теоре­тическую плоскости. В. И. Ленин (1870-1924) полагал, что основные вопросы марксизма как политической теории уже.рещены Марксом и надо лишь умело извлекать из этих решений практические.выводы.

Теоретические поиски в области традиционно-философских проблем несли в себе значительный.элемент новизны. В своих глав­нейших философских работах "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" и др. Ленин дает глубокий научный анализ сущности материи и сознания. Он также развивает понимание зако­нов и категорий диалектики, методологических вопросов познания.

В период сталинизма и эпохи..партс.ъе.зддв были выработаны основные марксистско-ленинские критерии правильности принципов социально-гуманитарных наук. Они «четко отделяли» верные идеи от буржуазных заблуждений, являясь, по существу, тормозом разви­тия истинно научных социально-гуманитарных представлений о со­циальной действительности.

Однако и в это непростое для развития социально-гуманитарных наук время были достигнуты результаты мирового уровня: исследования Л.С. Выготского и его учеников (А.Н. Леон­тьев, А.Р. Лурия, А.З. Запорожец и др.) в психологии, работы М.М. Бахтина в области филологии и культурологии и др.

Сегодня в России идет преодоление марксистской парадигмы и формирование других программ и норм познания и понимания соци­альной действительности. Все это происходит на фоне интенсивного роста интереса к социально-гуманитарному знанию вообще, проявляю­щегося в появлении большого списка специальностей гуманитарного цикла, которые можно приобрести в образовательных учреждениях разного уровня, роста количества кандидатских и докторских диссерта­ций социально-гуманитарного цикла и др. (подробнее в 75).

Современное российское общество предъявляет основной со­циальный заказ социогуманитарной науке через развитие психологи­ческой, социологической, политологической и т.п. практик, требую­щих разработки новых фундаментальных и среднего уровня соци­ально-гуманитарных концепций, теорий, научно-исследовательских программ, которые «позволили бы упорядочить и саму эту практику, и соответствующие области социальных феноменов» (75).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: