Социально-гуманитарные науки возникли на Западе, но в их дальнейшее развитие и применение существенный вклад внесла и Россия. Здесь к началу XX в. уже был сформирован основной блок
социально-гуманитарных наук.
В каждой из этих наук были и есть свои парадигмы, где под. парадигмой будем понимать общее мировоззрение, организующее и направляющее научные исследования. Поэтому вопросы сущности и смены парадигм в российской филологии, психологии, социологии, экономике являются объемными проблемами, требующими отдельного рассмотрения, которым посвящено большое количество монографий и статей.
Здесь лишь отметим, что уже на рубеже XIX - XX вв. почти в каждой отрасли российского социально-гуманитарного знания были достигнуты результаты мирового уровня. Это и экспериментальные физиологические и психологические исследования ИМ. Сеченова (1829-1905), ИЛ. Павлова (1859-1936), В.М. Бехтерева (1857-1927), А.А. Ух-
томского (1875-1942), Н.Н. Ланге (1858-1921) и др., оказавшие влияние на разработку объективных методов в мировой психологии.
Это и работы основоположника московской лингвистической школы Ф.Ф. Фортунатова (1848-1914), который одновременно с Ф. Соссюром обосновал формализацию лингвистических исследований, построил особую морфологическую классификацию языков. А также оригинальные исследования русского языка, истории славянского языка (поэтики славянского фольклора), осуществленные А.А. Потебней (1836-1891).
Это и концепция длинных волн в экономике Н.Д. Кондратьева (1892-1938) («кондратьевские циклы»), которые имеют своих сторонников и сегодня (в экономических исследованиях в США кондратьевская концепция является одной из научных парадигм).
Это и исследования русских социологов ММ. Ковалевского (1851-1916), П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903), Е.В. Де Роберти (1843-1915) и др., которых приглашали читать лекции в ведущие европейские университеты, a MM. Ковалевский на втором международном социологическом конгрессе в Париже в 1885 г. был избран его председателем.
Что же касается междисциплинарных социально-гуманитарных парадигм, получивших развитие в России, то здесь следует выделить натуралистическую и антинатуралистическую программы (этот вопрос будет рассмотрен в теме 10), славянофильскую и западническую концепции, русский космизм, марксистскую парадигму.
Проблематика славянофильства и западничества, по мнению П.Н. Милюкова и Г. В. Плеханова, пронизывала всю историю русской общественной мысли (59. ч. 1. С. 19). На волне этой проблематики возникают славянофильская филология, социология, психология и т.д.
Основные идейные концепты диалога славянофилов и западников сводились к следующим позициям во взглядах на человека и социальную действительность (59. ч.2. С. 180-186):
а) «западному» идеалу автономной (индивидуалистической) личности славянофилы противопоставляли «цельную личность» (слитую с обществом);
б) для западников необходимым условием свободы была рационализация и индивидуализация сознания, через «муки рефлексии». Славянофилы выступали за нерефлективную веру;
в) западники пытались руководить жизнью через философию действия, славянофилы считали, что история иррациональна, и индивидуальная жизнь не может ею управлять;
г) процесс рационализации общественных отношений западники понимали как замену эмоциональных связей государственно-правовым порядком. Славянофилы выступали за неинституционали-зированную связь, основанную на традициях, обычаях, общей вере;
д) славянофилы провозглашали необходимость «возвращения» интеллигенции в народ западники ставили задачу поднять народ, до
уровня «эпохи сознания»;
е) славянофилы отрицали капиталистический путь развития и соответственно либерально-демократические ценности, западники одобряли буржуазный путь развития, высоко оценивая динамизм европейской жизни, ее упорядоченность и одухотворенность.
Одной из ведущих, традиций самобытной духовной мысли России был русский космизм, представляющий собой внутренне разнообразные, иногда полярные мнения, но объединенные одной идеей - наличием смыслового порядка в космосе, космической миссии человека и нахождением гармонии между человеком и природой (космосом).
В русском космизме выражалось, прежде всего, интуитивное понимание вселенской взаимосвязи, ощущение подавленности человека могучими грозными внешними стихиями, с одной стороны, и мощь и разумность его - с другой. Космисты сумели соединить заботу о большом ценном - Земле, биосфере, космосе - с глубочайшими запросами конкретного человека, связанными с преодолением болезней и смерти, достижением бессмертия.
Русские.космисты показали, что появление человеческой цивилизации было результатом закономерной природной логики развития Вселенной; в человеке заложена некая космическая.миссия управления эволюцией Вселенной, реализовать которую он сможет, предварительно преодолев различного рода земные социальные антагонизмы.
Космизм объединил людей различных политических и философских убеждений, от естествоиспытателей до идеологов православия: B.C. Соловьев, Г. П. Федотов, С.Н. Булгаков, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, А. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный, В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, Ф. И. Тютчев и др.
Возрастание порядка в космосе возможно через человека посредством развития его познавательных и нравственных способностей.
В русском.космизме обосновывались принципы нового.отношения человека к природе их коэволюции: совместного развития человека и Вселенной. Вселенная развивается, должен развиваться и человек. В свою очередь, развитие человека и человечества влияет на развитие Вселенной.
Марксизм. Отцом и пионером марксизма в России был Г. В. Плеханов (1856-1918), усвоивший и принявший марксизм как целостное мировоззрение. С 1894 г. начинается ленинский..этап развития марксизма в России, в котором можно выделить практическую и теоретическую плоскости. В. И. Ленин (1870-1924) полагал, что основные вопросы марксизма как политической теории уже.рещены Марксом и надо лишь умело извлекать из этих решений практические.выводы.
Теоретические поиски в области традиционно-философских проблем несли в себе значительный.элемент новизны. В своих главнейших философских работах "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" и др. Ленин дает глубокий научный анализ сущности материи и сознания. Он также развивает понимание законов и категорий диалектики, методологических вопросов познания.
В период сталинизма и эпохи..партс.ъе.зддв были выработаны основные марксистско-ленинские критерии правильности принципов социально-гуманитарных наук. Они «четко отделяли» верные идеи от буржуазных заблуждений, являясь, по существу, тормозом развития истинно научных социально-гуманитарных представлений о социальной действительности.
Однако и в это непростое для развития социально-гуманитарных наук время были достигнуты результаты мирового уровня: исследования Л.С. Выготского и его учеников (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.З. Запорожец и др.) в психологии, работы М.М. Бахтина в области филологии и культурологии и др.
Сегодня в России идет преодоление марксистской парадигмы и формирование других программ и норм познания и понимания социальной действительности. Все это происходит на фоне интенсивного роста интереса к социально-гуманитарному знанию вообще, проявляющегося в появлении большого списка специальностей гуманитарного цикла, которые можно приобрести в образовательных учреждениях разного уровня, роста количества кандидатских и докторских диссертаций социально-гуманитарного цикла и др. (подробнее в 75).
Современное российское общество предъявляет основной социальный заказ социогуманитарной науке через развитие психологической, социологической, политологической и т.п. практик, требующих разработки новых фундаментальных и среднего уровня социально-гуманитарных концепций, теорий, научно-исследовательских программ, которые «позволили бы упорядочить и саму эту практику, и соответствующие области социальных феноменов» (75).