Вышеперечисленные методологические принципы социального познания позволяют довольно четко определить объект и предмет социально-гуманитарных наук.
Объектами социально-гуманитарных наук являются общество, человек, культура. Предметом социально-гуманитарных наук могут быть: отношения и деятельность индивидов, групп, организаций, общества как в целом, так и в частности - экономические отношения и деятельность, нравственные, политические, экономические и т.д.
Предметом социально-гуманитарных наук также могут быть многообразные подэлементы экономических, политических, нравственных, психических и других процессов.
Поскольку объектом и предметом социально-гуманитарного познания являются те или иные элементы социальной реальности или она в целом, а данная реальность в силу объективных процессов развития все время усложняется, расширяется и усложняются соответственно и объектная сфера социально-гуманитарных наук, за счет появления все новых и новых социальных явлений: искусственный интеллект, клонирование, трансплантация искусственных органов, экологическая проблема и т.д.
Результатом и в то же время методологической основой социального, так же как и естественно-научного познания, является научная картина мира, в случае с социальным познанием - социальная картина мира. Говорят еще о картине мира, социальной
Понятие «научная картина мира» достаточно подробно проработано в философии и методологии науки, хорошо известна ее структура и сущность. Отсылая читателей и слушателей к известным публикациям на эту тему (7; 25; 66 и др.), отметим лишь общепризнанную среди экспертов точку зрения на недостаточную изученность и разработанность именно социальной картины мира, на фоне физической, биологической, технической и других картин мира.
Причина, очевидно, в достаточно сложной природе социальных явлений, о чем мы уже неоднократно говорили выше. Тем не менее, работа по осмыслению специфики, структуры социальной
26
картины мира, ее эволюции и типах имеет место и в области социально-гуманитарных наук, и она является закономерным итогом углубления знаний о социальной действительности.
Научная картина мира социальной реальности есть не чтс иное, как обобщенная модель этой самой социальной реальности. Данная модель является с одной стороны итогом поиска законов социальной действительности, а с другой стороны - основанием, предпосылкой познания социально-гуманитарных процессов.
Данное положение остается в силе даже в случае приблизительных, неточных, диаметрально противоположных моделей по отношению к той или иной социальной реальности. Как отмечает по этому поводу известный западный социальный философ Э. Фромм, «наш мир, становится осмысленным, и мы обретаем уверенность, когда наши представления согласуются с тем, что нас окружает. И даже если карта мира ложна, она выполняет свою психологическую функцию. Но эта карта никогда не бывает совершенно правильной. Она всегда достаточна как приблизительное объяснение разнообразных феноменов, чтобы служить жизненным целям» (70. С. 142-143). Поскольку любая, в том числе и социальная научная картина мира включает в себя не только научные понятия и категории, но и другие представления о мире: философские принципы, культурологические знания (в частности, художественные образы), повседневный опыт, образы предметно-практической деятельности, в результате социальная картина мира «делает шаг от теории к жизни» (67. С. 176) и от жизни к теории, позволяя не только включать науку в культуру, но и вводить в науку культурологические (в том числе и повседневные) знания.
Социальная картина мира - это теоретическое.знание.особого порядка, она отличается от конкретных теорий, но в то же время является их системным объединением. В социальной картине мира имеет место больший.охват изучаемых явлений, нежели в любой отдельно взятой социальной теории.
В социальной, как и в любой другой научной картине мира, принято выделять: а) онтологический срез (уровень), включающий в себя обобщенные, идеальные (упрощенные) и в то же время чувственно воспринимаемые картины социальной реальности, целена-правляющие процесс научного поиска и б) операциональный уровень - характеристика методов, способов и нормативов процедурно-познавательной деятельности.
Трудности в понимании сущности социальной картины мира начинаются с вопроса, что должно быть заложено в основание соци-
27
альной онтологии. Есть мнение, что таковым должна быть «идея человеческой природы» (67. С. 207). И. как справедливо отмечают эксперты, аристотелевское понимание человека как политического животного задает один методологический ракурс изучения общества, а понимание человека как природного существа - другой (67. С. 207).
По поводу типов социальных картин мира тоже возникает множество вопросов. Если исходить из устоявшейся в философии науки формулы (7. С. 47), что та или иная фундаментальная научная картина мира (НКМ) создается на базе частной НКМ за счет распространения ее стратегий и установок на предметные области других наук (как известно, механическая картина мира стала основой классической научной картины мира, биологическая картина мира, породившая функциональный и системный подходы, стала основой неклассической научной картины мира), то возникает вопрос - являются ли: психологическая, социологическая, экономическая, языковая картины мира таковыми в области изучения социальных явлений.
Попытаемся все-таки определить специфику типов социальных картин мира, исходя из другого важного, устоявшегося в философии науки постулата, что для феномена образования общенаучных взглядов на мир характерны синхронность, резонансность, выражающиеся в том, что такие общие взгляды порождаются одновременно как в сфере естественных, так и социальных наук, как в сфере науки, так и в сфере искусства, морали, политики.
В связи с этим правомочно, на наш взгляд, говорить о социальной классической, неклассической, постнеклассической картинах мира. В предыдущем параграфе мы уже начали рассматривать этот вопрос, разовьем его далее в ракурсе введенных нами понятий «социальная отология», «способы и нормативы познавательной деятельности» в самом общем виде (более детальный разговор о методах социальных и гуманитарных наук будет продолжен нами в теме № 11).
Для онтологии социальной классической научной картины мира характерно видение общества как машины: отсюда и термин «социальная физика», столь актуальный для XVII и XVIII вв., смысл которого в попытке создать теорию человеческого поведения на прочной основе научного познания по образцу экспериментальной физики.
Именно эта установка подвигла в частности Б. Спинозу (1623-1677) на создание закона ассоциаций, согласно которому не душа формирует мысленные образы, а они по общим, законам\.механики складываются в ряды телесных явлений, то есть ассоциации есть телесньШ 28
процесс - результат воздействия одного тела (предметов внешней среды) на другое (тело человека), осознаваемое как душевное явление.
П. Ламетри (1709-1771) в работе «Человек-машина» доказывал, что человек настолько сложная машина, что невозможно сразу составить о нем представление. Поэтому все априорные (доопытные) исследования по человеку напрасны. Только опытным путем, опираясь на знания механики тела, можно познать сущность и действия человека.
Операциональная составляющая социальной классической картины мира основывалась на принципе независимости исследователя и исследуемого объекта в процессе познания, а также устранения из теоретического объяснения всего, что относится к субъекту, средствам, целям и ценностям познавательной деятельности.
Другим важным гносеологическим принципом была идея элемен-тдризма: познание социальных явлений осуществлялось на основе разложения их на простые элементы и рассмотрение их в отдельности без понимания функционально-генетических связей, объединяющих эти составные части как друг с другом, так и с внешними социальными явлениями. Как следствие классическая наука была отделена от других форм понимания мира: религиозной, художественной, обыденной.
В результате для социальной картины данного периода было характерно:
а) отсутствие целостного видения человека, непонимание связи между элементами его структуры. Поиск все новых и новых отдельных элементов - качеств человека преимущественно в сфере эмоционально-чувственной (удивление, желание, отвращение) и некоторых свойств мышления (ассоциативизм, интуитивизм);
б) отсутствие структурной характеристики общества, за исключением выделения отдельного ее элемента политики в виде попыток отыскания оптимальной формы государственного устройства;
в) отсутствие понимания качественного развития общества и его диалектической взаимосвязи с качественным развитием структуры личности.
Онтология неклассической социальной картины мира строится на основе видения общества и в целом социальной реальности как сложной, вероятностной, развивающейся системы с множеством структурно-функциональных связей. Именно так понимал общество Г. Зиммель, оно виделось ему как сложная система, где каждый элемент (а элементом - атомом общества являлся действующий человек) зависит от всех других, а все другие зависят от него.
29
Общество у Зиммеля есть функция межиндивидуальных отношений, а взаимодействие общества и индивида являлось главным предметом его творчества.
М. Вебер (1864-1948) также хотел понять общество как систему по ее организации, целям, мотивам, движущим силам. С этой целью он разрабатывает классификацию идеальных социальных типов (действия, господства, религий) в обществоведении, основой которой является тип мотивации.
Операциональная составляющая неклассической социальной картины мира основывалась на идеях:
а) зависимости научного знания от ценностных ориентации субъекта;
б) отыскании всей гаммы разнообразных взаимосвязей в социальном организме-системе;
в) на возможности существования различных теорий при описании одного и того же объекта познания. В результате возникает идея плюрализма познавательных средств и методов.
Наконец в постнеклассической социальной картине мира были развиты многие положения неклассического мировидсния через призму понятий саморазвитие, динамическое равновесие, бифуркация и др.
Онтология постнеклассического социального мировидения строится на синергетической модели социальной системы как открытого спонтанного, самоорганизующегося образования, взаимодействующего с другими социальными системами. Отклонение системы от устойчивого состояния происходит в результате воздействия на систему со стороны внешней среды. В результате в системе либо вырабатываются механизмы, возвращающие ее в исходное устойчивое состояние, либо система разрушается, то есть система все время балансирует между порядком и хаосом.
Начала именно такого социального мировидения можно усмотреть в частности в творчестве историка и социального философа А. Тойнби (1889-1975), который в своей теории вызовов и ответов вскрывает механизм становления и развития социальных структур.
Вызов - есть проблема, с которой сталкивается общество, причем возможно одновременное существование нескольких «вызовов». Отвечая на вызов, т. е. решая проблему, общество должно меняться, совершенствоваться. При этом совершенствование общества, а следовательно, успешность ответа, происходит в том случае, если внешняя среда, генерирующая вызовы, - умеренно неблагоприятна. 30
Если порог сложности вызова превосходит возможности системы, то успешного ответа нет, и общество не совершенствуется. Именно этим Тойнби объясняет феномен «застывших цивилизаций» (полинезийская, эскимосская), для которых вызов оказался столь суров, что эти цивилизации могли только возникнуть, но не развиваться дальше.
Наконец операциональная составляющая постнеклассической социальной картины мира основывается на идее плюрально-сти всевозможных методов познания (естественно-научных и социально-гуманитарных, теоретических и эмпирических), осторожного отношения к какому-то одному (якобы самому важному, самому достоверному), внедрения нового категориального языка, создания нового концептуального пространства, выдвижения на первый план междисциплинарных проблем (подробнее о междисциплинарных объектах исследования в теме № 12).