Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания

1. По каким направлениям может идти обсуждение вопроса об особенностях познавательного процесса в случае субъекта-индивида1? (37)

2. Какие этапы восхождения от индивидуальных переживаний до обобщен­ных значений имеют место в социальном познании, по А. Щюцу? (38)

3. Что представляет собой объект познания в СГН? (38)

4. Что такое повседневность, и как она трактуется А. Шюцем? (39)

5. Как в целом понимают познавательный процесс презентисты? (39-40)

6. Какими личностными качествами должен обладать познающий субъект? (40)

7. Каким образом в познающем субъекте представлено социальное (коллективное)? (41)

8. Что представляют собой архетипы К. Юнга? (41-42)

9. Что такое «предрассудок», и какую роль он выполняет в социальном

познании? (42)

10. Что подразумевается под понятием «коллективный субъект познания» в случае развития социогуманитарного знания? (43)

11. Каковы особенности научных школ как варианта коллективного субъекта познания в социогуманитарных науках? (44)

12. Почему распалась научная школа Риккардо в политической экономии? (45)

13. Каково значение фундаментальных (философских) оснований, на которых зиждется та или иная научная школа, на примере диалога коллектива Л.С. Выготского и французской социологической школы при изучении проблемы общения? (45)

14. Что такое «коммуникативное отношение», и какую роль оно играет в социальном позна*нии? (46-47)

15. Что такое «коммуникативная рациональность» по Ю. Хабермасу, и какую роль она играет в социальной жизни и познании? (47)

16. Каковы критерии успешности коммуникации-диалога у Ю. Хабермаса? (47)

17. Как по разному трактуют вопрос о возможности получения универсальных выводов в процессе социального познания Ю. Хабермас и Kl-O. Апель? (48)

18. Приведите примеры вариантов типологий коммуникаций в творчестве Н.Я. Данилевского и Н.М. Михайловского. (49)

19. Как вопрос об успешности коммуникации решен М.М. Ковалевским, на основе введенного им понятия «замеренность»? (49)

190

Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

1. Что такое «предпосылочные основания науки», и какова их роль в социальном познании? (50)

2. Какие виды ценностей выделял И. Кант? (50-51)

3. Как рассматривался вопрос ценности социально-гуманитарных наук в истории науки? (51)

4. Каким образом ценности оказывают влияние на процесс регуляции развития социогуманитарного знания? (52)

5. Какие элементы социальной реальности в большей степени подвержены социальной оценки! (52)

6. Приведите примеры вариантов идеального общества, встречающиеся в истории социогуманитарных наук. (52-53)

7. Приведите примеры моделей совершенного человека на материале истории социогуманитарных наук. (53)

8. Приведите другие примеры общественных и личностных идеалов. (53)

9. Каким образом дилемма объективности и субъективности результатов познания решается в творчестве М. Вебера? (54)

10. Каким образом К. Поппер аргументирует свою позицию отрицания ценности оценки социальных явлении и возможности фиксации общих социальных закономерностей? (54)

11. Смена каких ценностей объясняет динамику культурного развития в творчестве П. Сорокина? (54-55)

12. Какова роль неявных ценностей и оценок в социальном познании? (55-56)

13. Какую роль в познании социальных явлений играет закон единства и борьбы противоположностей? (56)

14. Какую роль в познании социальных явлений играет закон перехода количественных изменении в качественные? (57)

15. Какую роль в познании социальных явлений играет закон отрицания отрицания? (557)

16. Какую роль в познании социальных явлений играет диалектический принцип всесторонности? (57-58)

17. Какую роль в познании социальных явлений играют принципы синергетики? (58)

18. Какое значение имеет здравый смысл как предпосылочное знание и объект познания в социогуманитарных науках? (58-59)

19. Как выглядит проблема ценностной нейтральности социогумани­тарного познания в ее взаимосвязи со здравым смыслом?((60)

20. Какое значение в социальном познании имеют принципы простоты и красоты? (60-61)                                                                       .q.

Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

1. Какую нишу в структуре жизни занимает социальная жизнь1? (62)

2. Когда и как возникла жизнь в социальном ее измерении? (62-63)

3. Как вопрос сущности жизни раскрывается в творчестве Гегеля, Шопенгауэра, Бергсона, Дильтея: (63)

4. Каким образом вопрос о сущности жизни раскрывается в творчестве Хайдеггера, Зиммеля, Шпенглера, Ортеги-и-Гассета! (64)

5. Как раскрывается тема смысла жизни в социогуманитарном знании? (64-65)

6. Как смотрится тема смысла жизни в сопоставлении ее с понятием «смерти»1? (66-67)

7. Какую роль в теме жизни играет ее духовная составляющая! (68)

8. Какую роль в социальной жизни играет биологическая (природная) составляющая жизни? (68)

9. Какой взгляд на сущность истории как формы проявления жизни развивали Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Гуссерль! (70)

10. Какие распространены варианты ответа на вопрос: существуют ли законы истории! (70-71)

11. Какие проблемы решает такое направление в философии, как философия истории! (71-72)

12. Что означает термин и феномен: «плюрализм в интерпретации исторических фактов»: (72-73)

13. Отчего зависит уровень научности толкования истории? (73)

14. Что понимается под термином «субъективный фактор истории», и как он используется для понимания исторических процессов? (73)

15. Что понимается под термином «общее в истории», и какую роль в этом играют социальные теории? (74)

16. Что такое социальная революция! В каком соотношении находятся революционный и эволюционный пути социального развития?(75)

17. Может ли человек изменить историю! (75)

18. От каких условий (факторов) зависит мера и характер управления историческими процессами! (75)

19. Какие существуют варианты ответов на вопрос: кто творит историю! (75-76)

20. Какие существуют варианты ответов на вопрос: куда движется история! (76)

192


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: