1. Становление, развитие на начальных этапах психологических (экономических, лингвистических, социологических, исторических, педагогических, политологических, культурологических) знаний.
2. Марксистский период в развитии экономических (психологических, лингвистических, социологических, исторических, педагогических, политологических, культурологических) знаний.
3. Классические и неклассические взгляды в истории педагогики (психологии, экономики, лингвистики, социологии, политологии, культурологи).
4. Славянофильские и западнические идеи в культурологи (педагогике, психологии, экономике, лингвистике, социологии, политологии).
Литература
1. Адорно Т.В. К логике социальных наук //Вопросы философии. 1992. № 10
2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М., 1994.
3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность.М. 1991.
4. Ильин В.В. Посинеклассическое обществознание: каким ему быть? //Социс. 1992. № 10.
5. Ищенко ЕЛ Современная эпистемология и гуманигарное познание. Екатеринбург, 1990. 200
|
|
Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
1. Специфика психологического (экономического, лингвистического, социологического, исторического, политологического, культурологического) познания.
2. Сущность экономической (психологической, лингвистической, социологической, исторической, политологаческой, культурологической) картины мира.
3. Влияние естественно-технических наук на развитие лингвистического (психологического, экономического, социологического, исторического,
политологического, культурологического) знания.
4. Влияние социологии (психологии, экономики, лингвистики, социологии, истории, политики, культуры) на развитие естественно-технических наук.
Литература
1. Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление //Общественные науки и современность. 1993. №2.
2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
3. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения //Общественные науки и современность. 2002. №2.
4. Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002
Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания
1. Особенности познающего субъекта-индивида в психологии (экономике, лингвистике, социологии, педагогике, политологии, культурологии).
2. Характерные черты и особенности научных школ в экономике (психологии, лингвистике, социологии, педагогике, политологии, культурологии).
3. Вопрос объекта, предмета и субъекта познания в лингвистике (экономике, психологии, социологии, педагогике, политологии, культурологии).
|
|
4. Роль коммуникации-диалога в развитии педагогического (экономического, психологического, лингвистического, социологического, политологического, культурологического) знания.
Литература
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
2. Скрипник К.Д. Логические модели диалога. Ростов н/Д, 2001.
3. Туркулец А.В. Рациональное и внерациональное (когнитивный анализ).
Хабаровск. 2003.
4. Федотова В.Г. коммуникация и диалог в науке и за еепределами //Общественные науки и современность. 2004.№ 3.
7. Школы в науке. М., 1977.
Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
1. Сущность и роль ценностей и ценностного подхода в истории психологии (экономики, лингвистики, социологии, педагогики, политологии, культурологии).
201
2. Роль философских законов в развитии экономических (психологических, лингвистических, социологических, педагогических, политологических, культурологических) знаний.
3. Роль философских категорий в развитии педагогических (экономических, психологических, лингвистических, социологических, политологических, культурологических) знаний.
4. Принципы простоты и красоты в истории лингвистики (психологии, экономики, социологии, педагогики, политологии, культурологии).
Литература
1. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. Минск. 2000.
3. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное. Ростов н/Д. 1998.
4. Познание в социальном контексте. М., 1994.
5. Рикер. П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
6. Такатова Д.К. Антропологический подход в социологии. М, 2004
7. Туровский А.В. Философские основания культурологи. М., 1997.
Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
1. Сущность психологических (экономических, социологических, педагогических, политологических, лингвистических, исторических, культурологических) процессов как проявление одной из сторон социальной жизни.
2. Существуют ли законы истории (экономики, социологии, педагогики, политики, лингвистики, культуры) и какова их специфика?
3. Куда движется экономика (социология, педагогика, политология, лингвистика, история, культурология) как отрасли научного знания?
Литература
1. Виндельбандт В. Избранное. Дух и история. М., 1995.
2. Дильтей В. Категории жизни //Вопросы философии. 1995. №10.
3. Проблемы методологии истории // Новая и новейшая история. 1996. № 6
4. Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.
5. Рикер П. История и истина. Спб, 2002.
6. Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. М., 1995.
Тема 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании
1. Специфика и структура психологического (экономического, лингвистического, социологического, исторического, политологического, культурологического) времени.
2. Временной параметр в развитии экономического (психологического, лингвистического, социологического, исторического, политологаческого, культурологического) знания.
3. Идея циклов в истории социологии (психологии, экономики, лингвистики, педагогики, политологии, культурологии).
202
4. Категория пространства в истории лингвистики (социологии, психологии, экономики, педагогики, политологии, культурологии).
Литература
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.
СПб.: Алетейя, 2001. С 15-53.
2. Ирза Н.Д. Хронотоп. Культурология XX век: Энциклопедия. Т.2.
с.338. http://www.countries.ru/hronotop.htm -
3. Потемкин В. К., Симанов А. Л. Пространство в структуре мира.
Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.
4. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.