Тема 10. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

1. Какие существуют исследовательские программы в социально-гуманитарных науках? (139)

2. На каких принципах основывается натуралистический подход в СГН? (139)

3. На каких принципах основывается антинатуралистический подход в социально-гуманитарных науках? (139)

4. В каком виде элементы натуралистического социального мировидения присутствовали в творчестве русского социолога П. Ф. Лилиенфельда? (140)

5. Как трактуется ведущий фактор социальной эволюции в концепции Л.И. Мечникова? (140-141)

6. В каком виде натуралистическая трактовка социальных явлений присутствовала в творчестве Ш. Монтескье и Т. Мальтуса? (141)

7. Как выглядит сочетание биологического и социального в концепции 3. Фрейда? (141-143)

8. Каким образом натуралистическая стратегия рассмотрения социальной действительности проявила себя в юриспруденции (в творчестве Ц. Ломброзо и X. шелдона)? (143-144)

9. В чем проявляется натуралистический подход в экономике, лингвистике, исторической науке, эстетике? (144)

10. Каким образом натурализм получает новые импульсы развития в конце XX века в этологии и эволюционной этике? (145-146)

11. Каковы основные черты антинатуралистической, культур-центристской стратегии рассмотрения социальной реальности? (147)

12. Каким образом антинатуралистические взгляды на социальную действительность присутствуют в творчестве Э. Дюркгейма? (148)

13. Каким образом натуралистический взгляд в понимании социальной действительности был преодолен в творчестве Б. Малиновского? (148-149)

14. В чем проявилось доминирование антинатуралистических социальных представлении в творчестве/; Зиммеля? (149)

15. Почему антинатуралистическая исследовательская программа наиболее близка к тому, чтобы стать общенаучной социально-гуманитарной исследовательской программой? (150)

16. Как выглядит проблема соотношения биологического и социального в человеке как реальное воплощение диалога натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ? (150-152)

17. В каком виде проявляется влияние социальной среды на природную сущность человека в форме внутренней и внешней телесности? (153)

197

Тема 11. Разделение социально-гуманитарных наук. Методы социальных и гуманитарных наук

1. Каковы критерии разделения общественных наук на социальные и гуманитарные! (154)

2. В чем заключается сущностное отличие социальных наук от гуманитарных? (155)

3. Какие позиции, которые присутствуют в социальных и гуманитарных науках, при их неадекватном усилении, превращаются в тормоз развития данных наук? (155-156)

4. Как на рубеже веков «слабости» гуманитарных наук выявляют необычайную эвристичность, актуальность идей и методов, существующие в них? (156-157)

5. С какими проблемами, так или иначе, связанными с гуманитарными науками, встретились создатели искусственного интеллекта? (158)

6. Почему отсутствие единой парадигмы в социогуманитарном знании является, по мнению И. Валлерстайна, не злом, а благом? (158)

7. Какие существуют виды квазинаучного творчества! (158-159)

8. На каких принципах построено большинство паранаук! (159-160)

9. К каким выводам пришел Л. Чижевский в вопросе изучения влияния солнечной активности на социальные процессы? (160)

10. Какова специфика наблюдения как метода научного познания применительно к социальным явлениям? (161-162)

11. Какие виды экспериментов применяются для изучения социальных явлений? (161-162)

12. Какова роль измерений в исследовании социальных процессов? (162-163)

13. В чем сущность метода исторического и логического в вопросе изучения социальной жизни? (163)

14. Какие типы идеализации применяются при изучении социальной действительности? (164)

15. В чем сущность контент-анализа как одного из методов социального познания? (165)

16. Каковы основные черты системного подхода применительно к социогуманитарному познанию? (165-166)

17. Какой вид имели социально-системные представления о мире на классическом и неклассическом этапах развития социальных наук? (166)

18. Какие черты системного видения социальной действительности появляются в науке на постнеклассическом этапе ее развития? (166)

198

Тема 12. Междисциплинарные исследования в СГН. «Общество знания»

1. Приведите варианты ответа на вопрос: какая из социогуманитарных наук является ведущей! (169)

2. Почему СГН в XX веке заявляют свои права на лидерство по отношению к наукам естественно-технического профиля? (169-170)

3. Какими примерами можно проиллюстрировать идею междисциплинарного сотрудничества на рубеже XX и XXI веков? (170-171)

4. Каким образом методы соционики находят плодотворное применение в педагогике и медицине? (172-173)

5. Как в вопросе клонирования пересекаются интересы многих наук, здравого смысла и житейского опыта? (173-174)

6. Почему вопрос эвтаназии отнесен к междисциплинарным проблемам, требующим привлечения специалистов разных профилей; (175)

7. Что такое общество знания! (176)

8. На каких четырех важнейших принципах, по мнению К. Мацуры, должно строиться общество знания! (176)

9. Как обстоит дело с построением общества знания в России! (176-177)

10. Почему формулы «образование для всех», «образование на всю жизнь» являются сегодня базовыми принципами общества? (177)

11. Как сегодня решается вопрос о ликвидации неравенства доступа к знаниям! (177-178)

12. Почему наличие заинтересованного, позитивного отношения к знаниям считается важным подготовительным мероприятием на пути построения общества знания? (178)

13. Что такое информационная культура, и как она формируется? (178-179)

14. К чему может привести перенасыщение информацией (на примере отдельной личности)? (179)

15. Какова роль в обществе научного предвидения! (180)

16. Какие этапы включает в себя процедура прогнозирования! (180)

17. Какие существуют методы прогнозирования! (180-181)

18. От каких факторов зависит достоверность прогнозирования! (181)

19. Что такое общественный прогресс, и каковы его признаки? (182-183)

20. Что представляют собой утопия и футурология, как разновидности социального прогнозирования? (183-184)

199

Примерная тематика рефератов, список литературы

Рекомендуемая основная литература

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В7т.Т.5.М., 1996

2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества //Социология на пороге XXI в. Новые направления исследования. М., 1998.

3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990.

4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

6. Дробницкий О.Г. Моральная философия /Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002.

7. Культура: теории и проблемы. М, 1995.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

9. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

10. Мангейм К. Очерки социологии знания, М., 1998.

11. Микешина Л.А. Философия Познани. Полемические главы. М., 2002.

12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

13. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

14. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб., 1999.

15. Социальные знания и социальные изменения //Отв. ред.В.Г. Федотова. М., 2001.

16. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

17. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

18. Философия / Под. ред. В.Д. Губина, И. Ю. Сидориной. М, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: