1. Какие существуют исследовательские программы в социально-гуманитарных науках? (139)
2. На каких принципах основывается натуралистический подход в СГН? (139)
3. На каких принципах основывается антинатуралистический подход в социально-гуманитарных науках? (139)
4. В каком виде элементы натуралистического социального мировидения присутствовали в творчестве русского социолога П. Ф. Лилиенфельда? (140)
5. Как трактуется ведущий фактор социальной эволюции в концепции Л.И. Мечникова? (140-141)
6. В каком виде натуралистическая трактовка социальных явлений присутствовала в творчестве Ш. Монтескье и Т. Мальтуса? (141)
7. Как выглядит сочетание биологического и социального в концепции 3. Фрейда? (141-143)
8. Каким образом натуралистическая стратегия рассмотрения социальной действительности проявила себя в юриспруденции (в творчестве Ц. Ломброзо и X. шелдона)? (143-144)
9. В чем проявляется натуралистический подход в экономике, лингвистике, исторической науке, эстетике? (144)
10. Каким образом натурализм получает новые импульсы развития в конце XX века в этологии и эволюционной этике? (145-146)
|
|
11. Каковы основные черты антинатуралистической, культур-центристской стратегии рассмотрения социальной реальности? (147)
12. Каким образом антинатуралистические взгляды на социальную действительность присутствуют в творчестве Э. Дюркгейма? (148)
13. Каким образом натуралистический взгляд в понимании социальной действительности был преодолен в творчестве Б. Малиновского? (148-149)
14. В чем проявилось доминирование антинатуралистических социальных представлении в творчестве/; Зиммеля? (149)
15. Почему антинатуралистическая исследовательская программа наиболее близка к тому, чтобы стать общенаучной социально-гуманитарной исследовательской программой? (150)
16. Как выглядит проблема соотношения биологического и социального в человеке как реальное воплощение диалога натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ? (150-152)
17. В каком виде проявляется влияние социальной среды на природную сущность человека в форме внутренней и внешней телесности? (153)
197
Тема 11. Разделение социально-гуманитарных наук. Методы социальных и гуманитарных наук
1. Каковы критерии разделения общественных наук на социальные и гуманитарные! (154)
2. В чем заключается сущностное отличие социальных наук от гуманитарных? (155)
3. Какие позиции, которые присутствуют в социальных и гуманитарных науках, при их неадекватном усилении, превращаются в тормоз развития данных наук? (155-156)
4. Как на рубеже веков «слабости» гуманитарных наук выявляют необычайную эвристичность, актуальность идей и методов, существующие в них? (156-157)
|
|
5. С какими проблемами, так или иначе, связанными с гуманитарными науками, встретились создатели искусственного интеллекта? (158)
6. Почему отсутствие единой парадигмы в социогуманитарном знании является, по мнению И. Валлерстайна, не злом, а благом? (158)
7. Какие существуют виды квазинаучного творчества! (158-159)
8. На каких принципах построено большинство паранаук! (159-160)
9. К каким выводам пришел Л. Чижевский в вопросе изучения влияния солнечной активности на социальные процессы? (160)
10. Какова специфика наблюдения как метода научного познания применительно к социальным явлениям? (161-162)
11. Какие виды экспериментов применяются для изучения социальных явлений? (161-162)
12. Какова роль измерений в исследовании социальных процессов? (162-163)
13. В чем сущность метода исторического и логического в вопросе изучения социальной жизни? (163)
14. Какие типы идеализации применяются при изучении социальной действительности? (164)
15. В чем сущность контент-анализа как одного из методов социального познания? (165)
16. Каковы основные черты системного подхода применительно к социогуманитарному познанию? (165-166)
17. Какой вид имели социально-системные представления о мире на классическом и неклассическом этапах развития социальных наук? (166)
18. Какие черты системного видения социальной действительности появляются в науке на постнеклассическом этапе ее развития? (166)
198
Тема 12. Междисциплинарные исследования в СГН. «Общество знания»
1. Приведите варианты ответа на вопрос: какая из социогуманитарных наук является ведущей! (169)
2. Почему СГН в XX веке заявляют свои права на лидерство по отношению к наукам естественно-технического профиля? (169-170)
3. Какими примерами можно проиллюстрировать идею междисциплинарного сотрудничества на рубеже XX и XXI веков? (170-171)
4. Каким образом методы соционики находят плодотворное применение в педагогике и медицине? (172-173)
5. Как в вопросе клонирования пересекаются интересы многих наук, здравого смысла и житейского опыта? (173-174)
6. Почему вопрос эвтаназии отнесен к междисциплинарным проблемам, требующим привлечения специалистов разных профилей; (175)
7. Что такое общество знания! (176)
8. На каких четырех важнейших принципах, по мнению К. Мацуры, должно строиться общество знания! (176)
9. Как обстоит дело с построением общества знания в России! (176-177)
10. Почему формулы «образование для всех», «образование на всю жизнь» являются сегодня базовыми принципами общества? (177)
11. Как сегодня решается вопрос о ликвидации неравенства доступа к знаниям! (177-178)
12. Почему наличие заинтересованного, позитивного отношения к знаниям считается важным подготовительным мероприятием на пути построения общества знания? (178)
13. Что такое информационная культура, и как она формируется? (178-179)
14. К чему может привести перенасыщение информацией (на примере отдельной личности)? (179)
15. Какова роль в обществе научного предвидения! (180)
16. Какие этапы включает в себя процедура прогнозирования! (180)
17. Какие существуют методы прогнозирования! (180-181)
18. От каких факторов зависит достоверность прогнозирования! (181)
19. Что такое общественный прогресс, и каковы его признаки? (182-183)
20. Что представляют собой утопия и футурология, как разновидности социального прогнозирования? (183-184)
199
Примерная тематика рефератов, список литературы
Рекомендуемая основная литература
1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В7т.Т.5.М., 1996
2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества //Социология на пороге XXI в. Новые направления исследования. М., 1998.
3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990.
|
|
4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
6. Дробницкий О.Г. Моральная философия /Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002.
7. Культура: теории и проблемы. М, 1995.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
9. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.
10. Мангейм К. Очерки социологии знания, М., 1998.
11. Микешина Л.А. Философия Познани. Полемические главы. М., 2002.
12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
13. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.
14. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб., 1999.
15. Социальные знания и социальные изменения //Отв. ред.В.Г. Федотова. М., 2001.
16. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
17. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
18. Философия / Под. ред. В.Д. Губина, И. Ю. Сидориной. М, 2004.