Тема 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические основания и императивы

1. Роль общения (коммуникации) в развитии психологического (социологического, экономического, лингвистического, педагогического, политологического, культурологического) знания.

2. Роль устной, письменной, и аудиовизуальной форм коммуникации в истории экономики (психологии, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, культуры).

3. Моральная ответственность педагога (психолога, экономиста, социолога, политолога, лингвиста, культуролога).

4. Проблема индокринации и социального манипулирования в истории политологии (психологии, экономики, социологии, педагогики,

лингвистики, культурологии).

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Бубер М. Я т Ты. М., 1993.

3. Диалог о диалоге //Вопросы философии. 1992. № 12.

4. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Спб, 2002.

5. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1986.

6. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. Спб., 1994.

7. Юдин Б. Г. О возможности этического измерения науки//Человек. 2000. № 5.

Тема 8. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация

1. Проблема относительности и абсолютности истины в истории экономики (психологии, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, культуры).

2. Объяснение, понимание, интерпретация в психологии (экономики, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, истории, культурологии).

3. Функции текста в развитии экономических (психологических, социологических, педагогических, политологических, лингвистических, исторических, культурологических) знаний.

4. Сущность и специфика языка в развитии лингвистических (экономических, психологических, социологических, педагогических,

политологических, исторических, культурологических) знаний.

Литература

1.  Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании //Вопросы философии. 1998.№ 5.

2. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.

3. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

4. Ионии Л.Г. Понимающая социология. М., 1979.

5. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

6. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990.

Тема 9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

1. Проблема веры в истории психологии (экономики, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, культурологии).

2. Роль сомнения в развитии экономических (лингвистических, психологических, социологических, педагогических, политологических, исторических, культурологических) знаний.

3. Понятие достоверность в истории развития лингвистических (экономических, психологических, социологических, педагогических, политологических, культурологических) знаний.

4. Роль верований в истории лингвистики (экономики, психологии, социологии, педагогики, политологии, культурологии).

Литература

1. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские

работы. 4.1. М., 1994.

2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

3. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995,

4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М. 2002.

5. Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании //Общественные науки и современность. 2002. № 2.

Тема 10. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

1. Сущность и роль исследовательских программ в истории психологии (лингвистики, экономики, социологии, педагогики, политологии, культурологии).

2. Сущность натуралистического подхода в экономике (психологии, социологии, педагогике, политологии, истории, культурологии).

3. Сущность натуралистического подхода в развитии социологических (экономических, психологических, педагогикческих, политологических, исторических, культурологических) знаний.

4. Роль общенаучной исследовательской программы в развитии лингвистики (психологии, социологии, педагогике, политологии, истории, культурологии).

Литература

1. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 2000.

2. Социальные знания и социальные изменения //Отв. ред. В.Г. Федотова. М, 2001. 204

3. Шахназаров Г.Х. О концепции общественного развития // Социс, 1994, №10. 2. Швырев B.C. Рациональность в современной культуре //Общественные науки и современность. 1997. № 1.

Тема 11. Разделение социально-гуманитарных наук. Методы социальных и гуманитарных наук

1. Роль и специфика наблюдения как метода научного познания в развитии экономических (психологических, социологических, педагогических, политоло­гических, лингвистических, исторических, культурологических) знаний.

2. Роль и специфика эксперимента как метода научного познания в развитии психологических (экономических, социологических, педагогических, политоло­гических, лингвистических, исторических, культурологических) знаний.

3. Развитие системных представлений в истории социологии (экономики, педагогики, политологии, лингвистики, культурологии).

Литература

1. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1994.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002.

3. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2004.

4. Математическое моделирование исторических процессов. М., 1996

5. Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: