1. Роль общения (коммуникации) в развитии психологического (социологического, экономического, лингвистического, педагогического, политологического, культурологического) знания.
2. Роль устной, письменной, и аудиовизуальной форм коммуникации в истории экономики (психологии, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, культуры).
3. Моральная ответственность педагога (психолога, экономиста, социолога, политолога, лингвиста, культуролога).
4. Проблема индокринации и социального манипулирования в истории политологии (психологии, экономики, социологии, педагогики,
лингвистики, культурологии).
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Бубер М. Я т Ты. М., 1993.
3. Диалог о диалоге //Вопросы философии. 1992. № 12.
4. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Спб, 2002.
5. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1986.
6. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. Спб., 1994.
7. Юдин Б. Г. О возможности этического измерения науки//Человек. 2000. № 5.
Тема 8. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация
|
|
1. Проблема относительности и абсолютности истины в истории экономики (психологии, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, культуры).
2. Объяснение, понимание, интерпретация в психологии (экономики, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, истории, культурологии).
3. Функции текста в развитии экономических (психологических, социологических, педагогических, политологических, лингвистических, исторических, культурологических) знаний.
4. Сущность и специфика языка в развитии лингвистических (экономических, психологических, социологических, педагогических,
политологических, исторических, культурологических) знаний.
Литература
1. Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании //Вопросы философии. 1998.№ 5.
2. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.
3. Загадка человеческого понимания. М., 1991.
4. Ионии Л.Г. Понимающая социология. М., 1979.
5. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
6. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990.
Тема 9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках
1. Проблема веры в истории психологии (экономики, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, культурологии).
2. Роль сомнения в развитии экономических (лингвистических, психологических, социологических, педагогических, политологических, исторических, культурологических) знаний.
3. Понятие достоверность в истории развития лингвистических (экономических, психологических, социологических, педагогических, политологических, культурологических) знаний.
|
|
4. Роль верований в истории лингвистики (экономики, психологии, социологии, педагогики, политологии, культурологии).
Литература
1. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские
работы. 4.1. М., 1994.
2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
3. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995,
4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М. 2002.
5. Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании //Общественные науки и современность. 2002. № 2.
Тема 10. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
1. Сущность и роль исследовательских программ в истории психологии (лингвистики, экономики, социологии, педагогики, политологии, культурологии).
2. Сущность натуралистического подхода в экономике (психологии, социологии, педагогике, политологии, истории, культурологии).
3. Сущность натуралистического подхода в развитии социологических (экономических, психологических, педагогикческих, политологических, исторических, культурологических) знаний.
4. Роль общенаучной исследовательской программы в развитии лингвистики (психологии, социологии, педагогике, политологии, истории, культурологии).
Литература
1. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 2000.
2. Социальные знания и социальные изменения //Отв. ред. В.Г. Федотова. М, 2001. 204
3. Шахназаров Г.Х. О концепции общественного развития // Социс, 1994, №10. 2. Швырев B.C. Рациональность в современной культуре //Общественные науки и современность. 1997. № 1.
Тема 11. Разделение социально-гуманитарных наук. Методы социальных и гуманитарных наук
1. Роль и специфика наблюдения как метода научного познания в развитии экономических (психологических, социологических, педагогических, политологических, лингвистических, исторических, культурологических) знаний.
2. Роль и специфика эксперимента как метода научного познания в развитии психологических (экономических, социологических, педагогических, политологических, лингвистических, исторических, культурологических) знаний.
3. Развитие системных представлений в истории социологии (экономики, педагогики, политологии, лингвистики, культурологии).
Литература
1. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1994.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002.
3. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2004.
4. Математическое моделирование исторических процессов. М., 1996
5. Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999.